Уважаемые зрители, покупка билетов по Пушкинской карте временно невозможна. Технические специалисты решают проблему. Приносим свои извинения за доставленные неудобства.

Государственное автономное учреждение культуры «Приморский академический краевой драматический театр имени М. Горького»

(ГАУК «Крайдрамтеатр им. М. Горького»)

Учредители: Администрация Приморского края, Министерство культуры и архивного дела Приморского края, Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края.

История театра

Приморский академический краевой театр имени М. Горького – старейший театр города Владивостока, имеющий свою историю, традиции, сложившийся творческий коллектив, своего зрителя. Творческий путь театр начал 3 ноября 1932 года спектаклем «Улица радости» Н. Зархи. Но ещё до открытия первого театрального сезона 11 октября 1932 года Владивостокский городской совет принял решение - в ознаменование сорокалетия литературной деятельности Максима Горького - присвоить его имя театру.

Театр им. Горького создавался не на «голом» месте. Он возник на базе Владивостокского городского драматического театра, первые спектакли которого: «Страх» А. Афиногенова, «Улица Радости» Н. Зархи, «Разлом» Б. Лавренёва, «Егор Булычёв и другие» М. Горького.

Приморский академический краевой драматический театр имени М.Горького

1930 - 1960

1935

Городской совет констатирует: «Театр завоевал авторитет у трудящихся города, создав ряд высококачественных постановок». Местная и центральная критика высоко оценивала отдельные постановки театра в довоенные годы. Лучшими из спектаклей этого периода стали «Шёл солдат с фронта» В. Катаева, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Маскарад» Лермонтова, «Последние» М. Горького. Центральный журнал «Театр» в 1940 году в статье с обзором Дальневосточных театров сообщает: «От других театров Дальнего Востока Владивостокский театр отличается многим... Когда раздвигается занавес, сразу же ощущаешь прочность, солидность, даже некую академичность театра».

Театр

24 сентября 1946

Впервые на Дальнем Востоке звание «Заслуженный артист РСФСР» получили Е.И. Чалеева-Бельская и Н.Г. Колофидин.

Е. И. Чалеева-Бельская
Н.Г. Колофидин

Середина 50-х годов

В театр приходит А.А. Добротин. В постановлении Коллегии Министерства культуры СССР от 17 июня 1957 года «Об итогах сезона в 1955-1956 гг. в драматических театрах страны» среди лучших режиссёров, добившихся талантливого исполнения произведений русской и зарубежной драматургии, назван А. Добротин. Уже работая в Приморском краевом драматическом театре им. М. Горького в 1958 году, А.А. Добротин получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Улица около театра
Александр добротин

1957

При театре повторно была создана театральная студия, первое открытие которой состоялось в годы Великой Отечественной войны, в 1943 году. Тогда во второй половине 40-х годов было сделано два выпуска молодых артистов, трое из них – Е. Шальников, В. Мялк, А. Гончаров – работали после в театре. Необходимость вновь открыть студию была продиктована отсутствием в Приморье учебного заведения, готовящего к профессиональной актёрской деятельности.

В разные годы во Владивостоке работали выдающиеся артисты Александр Побегалов, Никифор Колофидин, Григорий Козелл, Герман Апитин, Валерий Никитин. Но на фоне этого созвездия особым блеском сверкали три ярчайших таланта, оставившие неизгладимый след в истории театрального Владивостока – Андрей Присяжнюк, Евгений Шальников, Вадим Мялк.

Андрей Александрович Присяжнюк своим блестящим талантом, дарованным самой природой, мог украсить любую столичную сцену, но свою судьбу накрепко и навсегда связал с родным Приморьем. Он – единственный из актеров всех театров Сибири и Дальнего Востока удостоенный самого высокого почетного звания – Народного артиста Советского Союза. В 1993 г. Приморским Союзом Театральных Деятелей была учреждена Премия имени народного артиста СССР Андрея Присяжнюка, которая по праву считается одной из престижных театральных наград Приморья.

Андрей Присяжнюк
Евгений Шальников

Евгений Шальников был общепризнанной звездой номер один на театральном фоне Владивостока. О размахе его дарования может свидетельствовать тот факт, что он, актер из провинции, выдвигался на соискание Ленинской премии.

Более полувека отдал Вадим Мялк Приморскому краевому драматическому театру им. М. Горького, став общепризнанным блистательным мастером, и кроме высокого творческого звания был удостоен также нескольких правительственных наград, одной из которых был орден Трудового Красного Знамени. Приморский академический краевой драматический театр им. М. Горького учредил диплом имени Вадима Яновича Мялк а за лучшие работы актеров театра, которые вручаются им перед началом каждого нового театрального сезона.

1960 - 1980

1962-1970

Театр возглавлял известный режиссёр Н.И. Басин. Работая в разных жанрах, он создаёт ряд постановок, ставших событием в культурной жизни не только Приморья, но и всей страны. Его постановка страстной публицистической драмы «Хлеб» В. Киршона была экранизирована в 1968 году на «Дальтелефильме» и выдвинута на соискание Государственной премии.

Новый этап в истории театральной жизни Приморского краевого драматического театра им. М. Горького начинается с приходом известного советского режиссёра Е.Д. Табачникова, который возглавлял театр восемь лет, с 1975 по 1983 гг. Е. Табачников приехал во Владивосток из Москвы, где работал в знаменитом театре имени Маяковского. Ефим Давидович был человеком и режиссёром «нового времени», всегда не в ладах с начальством, с чиновниками от культуры. «Разве можно управлять культурой?!» - восклицал он. Результаты, которых он добивался своей кропотливой и дотошной работой, были потрясающими. Глубочайший психологизм, тонкое проникновение «в жизнь человеческого духа» сочетались в его постановках с изысканной театральностью. Такими были его спектакли «Бедные люди» Достоевского, «Ричард III» и «Бесплодные усилия любви» Шекспира, «Дети солнца» Горького. Манера работы Е.Д. Табачникова, как режиссёра, была, весьма, своеобразной. Любой спектакль он ставил как последний. Театр Табачникова воспитал и обрёл собственного зрителя – людей интеллигентных, с развитым вкусом, для которых каждая премьера была событием в жизни. Он также вёл актёрско-режиссёрские курсы в Дальневосточном институте искусств.

Театр
Е. Д. Табачников

1975

Театр разместился в новом здании со зрительным залом на 916 мест и малой сценой на 100 мест (после реконструкции малой сцены осталось 50 зрительских мест). Архитекторы и строители здания театра были удостоены Государственной премии РСФСР. В 2006 году в большом зале заменили старые кресла на новые и более уютные (зрительных мест стало 868).

Театр
Е. Д. Табачников

1984

Театр возглавил Ефим Семёнович Звеняцкий, который руководит им и по сей день. Менялись его взгляды, с годами пришёл опыт. И уже первые его постановки: «Рядовые» А. Дударева, «Бег», дилогия «Мастер и Маргарита» М. Булгакова были отмечены режиссёрской фантазией, оригинальностью замысла и смелостью постановочных решений. Особым образом выделяется его спектакль «Биндюжник и король», ставший в начале 90-х годов «визитной карточкой» театра. Вот как пресса комментировала этот спектакль: «Биндюжник и король» – самый первый мюзикл Ефима Звеняцкого. И как показало время, главный режиссер верно уловил настроения поклонников театрального искусства. Именно такие музыкальные спектакли принесли коллективу успех, наполнили зал в непростое для страны время».

Театр

1990

1992

Этот спектакль был удостоен первой награды на I международном фестивале театрального искусства стран Тихоокеанского региона. А также в 1994 г. на фестивале, посвященном 100-летию театра в г. Хабаровске, спектакль «Биндюжник и король» получил I премию.

Конец 1997

В жизни театра произошло важное событие – Приморский краевой драматический театр им. М. Горького первым на Дальнем Востоке получил звание академического.

Сцена театра неоднократно предоставлялась для постановок театра-студии «Классическая опера». В рамках этого сотрудничества Е. Звеняцкий поставил такие оперные спектакли, как «Травиата» и «Риголетто». На подмостках соединились два коллектива – драматический и оперный.

1995

Приморский краевой драматический театр им М. Горького участвовал во II Международном фестивале им. А.П. Чехова со спектаклем «Иванов». А в апреле 1996 г. в Москве театр показал знаменитую пьесу А.Н. Островского «Жертва века» на фестивале «Островский в доме Островского».

А ряд спектаклей, осуществлённых за последующие десять лет – «Месяц в деревне» И. Тургенева, «Борис Годунов» А. Пушкина, «Пять вечеров» А. Володина явились настоящими, общепризнанными произведениями театрального искусства. Отдельного упоминания заслуживает спектакль «Поминальная молитва» Г. Горина, прошедший на сцене театра уже 200 раз.

В последние годы на сцене появились яркие, запоминающиеся зрителю постановки классического репертуара: «Инкогнито из Петербурга» (по «Ревизору» Н. Гоголя), «Касатка» А. Толстого, «Анна Каренина», «Один день из жизни г. Мордасова» ( по повести Ф. Достоевского «Дядюшкин сон»), «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Женитьба» Н. Гоголя. Самой значительной премьерой прошлого сезона можно по праву считать спектакль «Крейсера» ( по роману В. Пикуля), получивший высокую оценку зрителей и театральных критиков Владивостока и Москвы, где он был показан в июне 2015 года.

Работая над выбором репертуара, в противовес психологически углубленному театру Табачникова, Звеняцкий делает ставку на спектакли зрелищные, музыкальные, доступные всем и каждому. Вот как сам режиссёр определяет свою задачу работы в театре: «Я хочу согреть людей, которые приходят в театр. Поверьте, в их жизни не так уж много радости. Так пусть за время, которое публика проведет у нас, она ощущает, что её здесь любят».

В декабре 1994 года Е. Звеняцкому было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств России, а в июле 2003 г. - Народного артиста Российской Федерации. Помимо основной работы в должности художественного руководителя театра, Е.С. Звеняцкий является президентом Приморского краевого фонда культуры.

С 1962 года в городе Владивостоке существует институт искусств (сейчас – Дальневосточная государственная академия искусств). И основная часть труппы театра, и сам Е.С. Звеняцкий – актеры одной творческой школы.

Ведущие актеры и режиссеры театра преподают у студентов Академии, являются мастерами курсов. Так продолжается уже 45 лет, с того момента как существует ДВГАИ. Таким образом, Приморский академический краевой драматический театр имеет возможность ежегодно пополнять творческий состав лучшими выпускниками.

Сегодня традиции театра продолжают Народные артисты России Александр Славский, Владимир Сергияков, Заслуженные артисты России Л. Белоброва, Е. Горенко, А. Запорожец, И. Лыткина, С. Салахутдинова, Н. Тимошенко, Е. Вейгель, С. Миллер и многие другие.

2000 - 2012

2006

Приморский академический краевой драматический театр им. М. Горького заключил договор с хореографическим лицеем Дальневосточного Государственного Университета о поддержке и развитии балетного искусства в Приморском крае – театр предоставляет сцену для проведения отчетных концертов хореографического лицея, юные балерины принимают участие в массовых танцевальных сценах спектаклей театра. В июне 2006 года на сцене театра проходил Международный фестиваль «Вечера Балета» во Владивостоке.

2012

Театр им. М. Горького широко отметил свой 80-летний юбилей. В дни юбилея вышло в свет очередное издание, посвященное этому значимому событию, книга «Роман с театром».

С 2003 по 2005 год, а также с 2013 года в театре им. М. Горького проходит Международный кинофестиваль стран АТР «Pacific meridian».

С 2012-го по 2022 год Приморский краевой академический театр им. М. Горького оставался – и остается по сей день - лидером в культурной и театральной жизни региона. Творческий поиск, твердая позиция руководителя театра народного артиста России Ефима Звеняцкого и всего коллектива, направленная на сохранение традиций русского классического психологического театра, вызывают глубокое уважение профессионалов, дарят театру заслуженную любовь публики и приносят не менее заслуженные звания и награды. Сегодня в труппе театра два народных артиста РФ – Владимир Сергияков и Александр Славский, шесть заслуженных артистов России – Лариса Белоброва, Евгений Вейгель, Александр Запорожец, Ирина Лыткина, Сергей Миллер, Наталья Музыковская, Светлана Салахутдинова, Николай Тимошенко. Всего же в труппе 54 человека, и она регулярно пополняется молодыми талантливыми артистами.

2013 - 2017

2013

В 2013 году большой резонанс имел спектакль «Анна Каренина», поставленный норвежским режиссером Мортеном Боргерсеном. Необычное решение для спектакля, придуманное норвежским режиссером, современный подход, актуальное прочтение романа Льва Толстого сделали «Анну Каренину» одной из самых обсуждаемых постановок театра.

В течение 10 лет Приморский краевой академический театр им. М Горького активно гастролирует – фактически каждый год показывает спектакли в столице на сцене театра Российской армии, а также отправляясь в том числе в те города и страны, где труппа еще не бывала. Каждый раз гастроли становятся одним из самых ярких событий в культурной жизни региона, принимающего наш коллектив.

Так, в 2014 году в США, в Чикаго, Бостоне и Нью-Йорке. Зрители в Штатах увидели спектакли «Tovarich» и «Иванов». В 2019-м коллектив провел блистательные гастроли в Армении, показав спектакли «Tovarich», «Эдит и ее демоны», «Сергей Есенин. Исповедь», «12 стульев».

2016

2016 год стал триумфом спектакля «Крейсера» - режиссер спектакля Ефим Звеняцкий и актер, исполнивший главную роль (мичмана Панафидина), - Валентин Запорожец получили премию правительства Российской Федерации в области культуры (вручена в 2017 году).

2014

В 2014 году на сцене театра Ефим Звеняцкий осуществляет постановку спектакля «Крейсера» по роману Валентина Пикуля. «Крейсера» стали настоящим явлением в культурной жизни региона! Спектакль получился масштабным, густонаселенным, каким и должен быть рассказ о таком грандиозном событии, как русско-японская война 1904-1905 годов. В то же время Ефим Семенович со свойственной ему элегантностью и изяществом сумел красной нитью во всей постановке провести тему человеческих взаимоотношений, борьбы чистоты и мужества с подлостью и предательством, тему патриотизма, любви к Родине.

Спектакль стал первым в целой серии постановок, задуманных Ефимом Звеняцким и основанных на литературных произведениях, рассказывающих об исторических событиях в Приморском крае и Владивостоке.

В 2014 году Светлан Салахутдинова была награждена Почетной грамотой президента Российской Федерации. В 2019 году этой высокой награды удостоился Александр Запорожец.

2017

2017 год становится этапным в жизни театра – он отмечает 85-летие! В этом же году главный режиссер Ефим Звеняцкий решает вводить в репертуар пьесы, написанные специально для театра им. Горького. Первой постановкой становится спектакль «Эдит и ее демоны» (пьесу написала драматург Елена Исаева, ставшая в дальнейшем постоянным автором театра.

2018 - 2022 годы

2018

В 2018-м направление на постановку пьес, написанных специально для театра, продолжает постановка «Сергей Есенин. Исповедь» (автор пьесы Роман Беккулов), осуществленная Ефимом Звеняцким. В 2020 году пьесу о нашем земляке, знаменитом голливудском актере Юле Бриннере «Ковбой. Король. Великолепный» написал Юрий Гончаров. Спектакль поставил Сергей Руденок.

Продолжается и работа над появлением в репертуаре постановок, основанных на литературных произведениях, воспевающих людей и историю Приморского края, Владивостока. Следующим в этой череде стал спектакль «Фрегат «София», поставленный в 2018 году по рассказу Бориса Пильняка «Рассказ о том, как делаются рассказы».

В 2015-2020-м годах в репертуаре театра появляются постановки классических пьес и литературных произведений «Ромео и Джульетта» (2015), «Женитьба» (2015), «Сирано де Бержерак» (2015), «Женитьба Figaro» (2016), «Дама с камелиями» (2016), «Прошлым летом в Чулимске» (2017), «Васса» (2017), «Нора. Кукольный дом» (2018).

Ефим Звеняцкий в 2018-м был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

2021

В 2021 году театр имени Горького побывал с гастролями в Санкт-Петербурге и Туле. Публика и критики тепло, с большим энтузиазмом встретили спектакли «Tovarich», «Анна Каренина», «Ковбой. Король. Великолепный», «Эдит и её демоны».

В этом же году театр посетил Белоруссию – в Минске, Гродно и Могилеве рукоплескали постановкам «Tovarich», «Мастер и Маргарита», «Эдит и её демоны», «Крейсера», «Собака на сене», «Поминальная молитва».

2020

2020 год принес Ефиму Звеняцкому Российскую Национальную театральную Премию «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.

Яркими, мощными этапами в жизни театра становятся постановки, в которые Ефим Звеняцкий в своем фирменном стиле вкладывает не только интересные творческие решения, но и масштабную сценографию. Именно в это десятилетие – 2012-2022 годы – с театром работают такие специалисты, как лауреат «Золотой маски», мастер по свету Сергей Скорнецкий, художник по костюмам Андрей Климов, хореограф Ксения Лисанская. Созданные ими в содружестве с Ефимом Звеняцким спектакли «Мастер и Маргарита» (2019), «В джазе только девушки» (2022) становятся знаковыми событиями в театральной жизни Приморья.

В течение десяти лет театр продолжает курс на активное международное сотрудничество. Итогом этой работы становятся постановки «Великий Гэтсби» (режиссер Тина Кронис, США, 2019 год),«Гордость и предубеждение» (режиссеры Карен Нерсисян и Дарья Казеева, 2019).

2022

Летом 2022 года театр имени Горького отправился на гастроли в Якутск, где постановки «Мастер и Маргарита», «Эдит и ее демоны», «Поминальная молитва», «Двенадцать стульев», «Иванов», «Крейсера» прошли с аншлагом.

Также театр активно отправляет спектакли на фестивали, где получает дипломы лауреатов. В 2015 году спектакль «Анна Каренина» стал участником Международного театрального фестиваля Северной Норвегии. В 2019 году в городе Тэгу в Южной Корее состоялся показ спектакля «Иванов» в рамках международного фестиваля.

90-летие Приморский краевой академический театр встречает яркими постановками. Продолжает патриотическую, краеведческую, мемориальную тему в «Арсеньев. Расхищению не подлежит», в основе которой – письма, мемуары о Владимире Клавдиевиче Арсеньеве.

Спектакль «В джазе только девушки» - масштабный мюзикл, в котором задействована фактически вся труппа, - стал первым в целой серии интересных проектов, которыми театр отметит 90-й юбилейный театральный сезон!

В предъюбилейном сезоне, в 2021 году, Ефим Звеняцкий обращается к великой классике и снова удивляет зрителей, решив в совершенно нестандартной манере постановку спектакля «Сцены из супружеской жизни». Режиссер не дал поблажки своим артистам, лишив их привычной зоны комфорта. Он вынес планшет сцены в зрительный зал, задействовав и его частично и поместив актеров в своего рода аквариум. Очень кинематографичный прием, кстати, что – как и буквы шрифта, которым написано название спектакля, как и видеоряд, снятый для постановки Глебом Телешовым, - становится своего рода поклоном Ингмару Бергману и в то же время создает уникальную атмосферу спектакля.

90-летие Приморский краевой академический театр встречает яркими постановками. Продолжает патриотическую, краеведческую, мемориальную тему в «Арсеньев. Расхищению не подлежит», в основе которой – письма, мемуары о Владимире Клавдиевиче Арсеньеве.

Спектакль «В джазе только девушки» - масштабный мюзикл, в котором задействована фактически вся труппа, - стал первым в целой серии интересных проектов, которыми театр отметит 90-й юбилейный театральный сезон!

За последние годы театр много раз выезжал на гастроли с обширным репертуаром в Москву и Санкт-Петербург, где столичная публика высоко оценила мастерство приморских артистов. Приморский академический краевой драматический театр всегда отличался сильным актерским составом, эстетике театра близки масштабные героические спектакли и глубокая психологическая разработка характеров, здесь не боятся отдавать сложные роли молодёжи.

Зарубежные гастроли являются важной и постоянной частью жизни театра. В 90-е годы прошлого столетия с российским театром знакомился зритель Японии и Кореи. С 1995 года по сегодняшний день длится интересное сотрудничество с американскими коллегами. Труппа театра неоднократно выезжала в Сан-Диего и города восточного побережья США, американские партнеры, в свою очередь, ставили и играли на нашей сцене. В июне 2015 года в Фестивале искусств Северной Норвегии (г. Харстад) принимал участие спектакль «Анна Каренина».

Сегодня академический театр им. М. Горького все чаще демонстрирует себя как театр-зрелище, и воплощает это зрелище, в основном, в классических произведениях российских и зарубежных. Он нашел свой путь и на этом пути имеет заслуженный успех. Принципиально новое в работе театра – сочетание драматического и музыкального искусств, яркость и праздничность, выразительность, стихия игры, что делает его не похожим на другие театры России.

Приморский академический краевой драматический театр имени М.Горького

Телефоны

+7 (423) 226-48-91, +7 (423) 226-05-20

Адрес

690091, Россия, Приморский край, Владивосток, ул. Светланская, 49

Режим работы

Ежедневно 09:00-18:00, перерыв 13:00-14:00

Планировка сцены театра им. М. Горького

Пресса о театре

Читать все

26.10.2024

Программа «Культурно», ОТВ-Прим

За кулисами Горьковки

Ольга Сомкина

23.08.2024

Вести: Приморье

Это сладкое слово – гастроли!

Оксана Данилюк

10.04.2024

Вести: Приморье

Актёр из Владивостока выступил в рамках празднования «Крымской весны»

Оксана Данилюк, Александр Казанцев и Данил Костин

Пресса о театре

Все статьи

26.10.2024

Программа «Культурно», ОТВ-Прим

За кулисами Горьковки

Ольга Сомкина

23.08.2024

Вести: Приморье

Это сладкое слово – гастроли!

Оксана Данилюк

10.04.2024

Вести: Приморье

Актёр из Владивостока выступил в рамках празднования «Крымской весны»

Оксана Данилюк, Александр Казанцев и Данил Костин

© 2022 — 2024

Приморский академический краевой драматический театр имени М. Горького

Культура.

Гранты России

Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства

Телефон доверия: +7 (423) 222-00-69

Телефоны

+7 (423) 226-48-91, +7 (423) 226-05-20

Адрес

690091, Россия, Приморский край, Владивосток, ул. Светланская, 49

Режим работы

Ежедневно 09:00-18:00, перерыв 13:00-14:00

Приморский академический краевой драматический театр имени М. Горького