01.01.2015
01.01.2015
90-летие. Портрет артиста: Ольга Налитова.
150 процентов и выше
Актриса Ольга Налитова – о пародии на инстаграмщиц и высокой сути театра
- Сын мой, Игнат, с младых ногтей у нас в театре на сцену выходил. В «Ревизоре» совсем малышом работал… Работал, работал, а потом вырос и сказал: нет, мама, это не мое. Совсем не мое. И замечательно, сказала я. Занимайся тем, к чему твое сердце тянется, - говорит Ольга Налитова, актриса Приморского краевого академического театра имени Горького. – Меня сердце в театр привело…
Ольга-артистка
Так оно и было. Однажды первоклассница Олечка Налитова увидела в группе продленного дня коробку со странными куклами. Это оказался игрушечный кукольный театр…
- А еще через пару дней, - смеется Ольга, - моя учительница вызвала маму и сказала: вы знаете, у девочки талант, она такие спектакли нам с этими куклами показывает, вам надо ее в театральный кружок отдать.
Но семья Налитовых, где отец был профессиональным военным, переезжала из гарнизона в гарнизон, и Оля занималась там, где получалось: год проучилась в музыкальной школе, год в художественном кружке…
- А еще был КВН в школе, выступления в гарнизоне на праздниках и концертах: папа там всегда был ведущим, а я с подружками придумывала номер, - смеется Ольга. – В 11-м классе увидела в журнале пьесу Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Предложила одноклассникам поставить отрывок, при условии, что моя роль…
- Маруси?
- Да что вы! Бабы-Яги! Это ж так здорово – Бабу-Ягу играть! И я в театре все время просила роль Яги в сказке, а режиссеры говорили: Оля, ну это мужская роль… И получала я роли голубой героини – Мальвина, Золушка, Алёнушка, Герду я играла 10 лет. И вот только совсем недавно Александр Славский дал мне в «Аленьком цветочке» сыграть Кикимору. Как я радовалась! Наконец-то, говорю, буду баловаться, чудить!
Ну вот, первая Баба-Яга была в 11-м классе, а Кикимора – в 47. И тогда уж все соседи маме говорили: «Твоя Ольга-артистка»…
- Ваши родители как отнеслись к выбору профессии?
- Сначала – неодобрительно. Ну что, мол, за дело такое в жизни – актриса… Ерунда, а не дело… Но я сказала маме: «Или ты отпускаешь меня учиться на актрису, или я уеду сама, я уже договорилась, чтобы меня подвезли». И мама отпустила…
В тот год курс набирали Лариса Курбаткина и Герман Рогов. Как сказал мне однажды Герман Константинович: «По тебе было видно, что ты чистый лист – рисуй, что хочешь»…
Лариса Курбаткина со мной много на первом курсе работала, вытаскивала из раковины, из зоны комфорта. Я ведь была воспитанная девочка из хорошей семьи, закрытая в своей раковине на все замки. К театральной профессии это не имеет никакого отношения! Задача педагога – вытащить человека из этой раковины, только тогда появится артист…
Как же я ей благодарна. Навсегда запомнила слова: «Девочка, температура 36,6 – это мертвый актер!».
И помню слова Германа Рогова: «Театр строится на растоптанных самолюбиях». Спасибо ему за эту правду! Это именно так. После той пробежки на первом курсе я поплакала, успокоилась – и не пропустила ни один урок, ни одно занятие, доставая саму себя – вместе с педагогом – из раковины…
Школа «Иванова»
- Страшновато было, когда пришли в театр?
- Конечно! Ефима Семеновича я уважала и столь же сильно боялась. Помню, моя первая большая роль – Саша в «Иванове», мы тогда, когда этот спектакль только создавался, были ровесницы. И вот я вышла на сцену, еще с листом текста в руках, прочла первые фразы – и слышу взрыв эмоций Звеняцкого: «Не то! Что ты тут девственницу изображаешь!». Как я испугалась. Мне-то казалось, что тут и играть нечего, что Саша – это прямо я… А тут такое…
Тогда я не понимала, что Ефим Семенович сразу меня рассмотрел, понял, что я еще не понимаю, как играть. И он меня спас. Объяснил, что Саша – наивная зайка, у нее железный стержень, она – упырь! Вцепилась в мужика и высидит его, не даст сорваться с поводка… Мы много работали, я убрала из роли всю эту свою восторженность… Ефим Семенович гранил эту мою роль, как алмаз, и теперь Саша в «Иванове» - бриллиант в моей шкатулке ролей, я могу ее сыграть и так, и так, весь текст помню наизусть. Я в этой роли вышла замуж, родила ребенка, развелась, снова вышла замуж, повзрослела – и продолжаю играть Сашу, вот месяц назад был спектакль.
Кстати, когда Ефим Семенович решил ввести в «Иванова» Леру Запорожец, мы обрадовались – будем играть его чаще. Прошли репетиции. Прогон. И Ефим Семенович сидит тихо-тихо – при его темпераменте. Мы испереживались: что не так, неужели так плохо? Закончился прогон. Звеняцкий говорит: цеха свободны, актеров прошу остаться на сцене. Вышел к нам и сказал: «А ведь это потрясающий спектакль. Не верится, что сделал его я». Магия!
Немного пародии
- Как вы прекрасно спародировали записных инстаграмщиц, всех этих «крис и энджи» в роли Эллочки-людоедки в «Двенадцати стульях»…
- Да, я так мечтала, чтобы этот образ запомнили девочки в зале, запомнили – и не хотели быть такими вот современными «людоедками»: «Вау!», «Сууупер!», сиськи, губы…
Ефим Семенович мне сказал: как придумаешь эту роль, так и играй. Вот я ему показала варианты, и он поддержал эту идею. Моя Эллочка была одним из вкраплений современности в спектакль. Вот во что превратилась жена инженера Щукина в наше время…
- Помню вашу работу в спектакле «Камера Обскура»…
- Да, он всего три года в репертуаре продержался, но как же мне нравилась моя героиня, моя змея-Магда, прагматичная стерва… Мне тогда было 30, а ей – 19. Но скажу, что играть Магду было легче, чем Сашу в 21. Я уже знала гораздо больше о своей профессии… Если ты не прозябаешь в театре, если ты не упускаешь свою профессию, постоянно приобретаешь опыт, ты растешь. И неважно, есть ли у тебя главные роли или нет. Воспитывай себя – даже в маленькой роли.
Надо быть всегда внимательным к мелочам, тогда твоя актерская копилка постоянно будет пополняться. Это, между прочим, и в жизни помогает.
Свадьба при честном театре
Театр имени Горького стал для Ольги Налитовой семьей, вторым домом. Наверное, в загсе Первомайского района до сих пор помнят свадьбу, на которую пришли гости в костюмах кальмара, пингвинов, пиратов… Да, вот так коллеги сделали свадьбу Ольги незабываемой…
- Знаете, я в тот год вообще не собиралась замуж. Даже больше – мы на тот момент с моим гражданским мужем собирались расставаться. Но… Мы – я, Толя и мой сын от первого брака – попали в страшную аварию. Машина в хлам. А на нас троих – ни царапины. Вечером того дня мы с Толей сели и снова поговорили. Что это было? Знак божий? Ночь мы думали. И Толя сказал: «Мы женимся и венчаемся. И не спорь». Начался театральный сезон и я рассказала о свадьбе коллеге, соседке по гримерке, подруге – Ларисе Белобровой. И мы тогда придумали – и как свадьбу необычно отметить… И друзья, актеры приехали в загс в таком виде! Лариса была в костюме кальмара, девочки – пингвины, монашки, клоуны, пираты… Александр Славский был посаженным отцом – пиратом, а Владимир Сергияков – вторым посаженным – в костюме XIX века и с костылем, на котором было написано «Оля плюс Толя равно любовь»… Ох, не знаю, что думали работницы загса, но внизу нас ждали, наверное, дети со всего района… Вот такая была свадьба – при всем честном театре, нас так поддержали актеры театра. А мы с Толей уже 19 лет вместе… Кстати, через три дня после загса мы обвенчались.
- Театр имени Горького – он какой?
- Стильный и настоящий. Роскошно-модный. Со своим лицом. Да, мы такие. Мы имеем право так ставить свои спектакли, выходить на сцену и идти своим путем. У нас такой шеф и мы такие.
- Ваши пожелания театру к 90-летнему юбилею и себе как актрисе этого театра?
- Полных залов. Преданных зрителей, которые здесь как дома. Желаю долголетия и здоровья Ефиму Семеновичу. Мы его очень любим.
Даю слово честно работать – и желаю себе главной роли, о которой давно мечтаю.
Автор: Любовь Берчанская