Назад к событиям

01.01.2015

01.01.2015

90-летие. Портрет артиста: Виктория Марченко.

90-летие. Портрет артиста: Виктория Марченко.

Соль театра

В детстве она обожала «выступать»: примеряла мамины туфли на каблуках, придумывала себе наряды, вешала на шею грозди бус – и пела, танцевала… Куда же могла после школы пойти такая девчушка? Только на театральный!

Наша профессия жестока

- Решение поступать на театральный было совершенно не случайным, - говорит Виктория Романенко (Марченко), актриса Приморского краевого театра имени Горького. – Я и в школе участвовала во всех творческих конкурсах. Взрослела, а мысль стать актрисой меня не покидала.

И вот совершенно случайно узнала, что в Дальнегорске, где мы жили, в Доме культуры химиков есть театральный кружок. Там были прекрасные режиссеры – моим мастером стал Евгений Воскобойников. Два года мы занимались, ставили спектакли и концерты, приезжали во Владивосток на КВН. И однажды Евгений Акимович сказал мне: если решишь поступать в институт искусств, я напишу тебе рекомендации.

Вот так все и случилось. В 1994 году я поступила на театральный факультет. Курс у нас был большой – больше 30 человек. А выпустилось 23.

- Легко ли вам училось?

- Да, я ведь два года ходила в театральный кружок и понимала, что на самом деле актерский труд тяжелый… Знаете, мне на поступлении пришлось тяжело, когда вдруг на собеседовании прямо перед началом экзаменов Галина Бакшеева сказала мне: вам надо полностью менять репертуар! А первый тур завтра! Но менять я ничего не стала. Плакала весь вечер потом, думала – ну как же так, у меня Липочка, у меня стихотворение Цветаевой, и вдруг все переиграть? Поплакала, подумала – и оставила, как было. И поступила.

Так что кризисов во время обучения особо не было. Что-то получалось, что-то нет, но я знала главное – надо идти вперед. Всегда. Учиться постоянно. В нашей профессии как только остановился, застыл – так сразу все.

- Кто были ваши мастера?

- Герман Константинович Рогов и Лариса Дмитриевна Курбаткина. И Галина Федоровна Бакшеева по технике речи.

Мы всегда могли с педагогами душевно поговорить, находили точки соприкосновения. Мы пробовали себя в разных амплуа, всегда чувствуя поддержку, добрую руку на плече.

- Все студенты театрального факультета видят себя только звездами театра…

- Да. Я Офелия, я Джульетта, я в главных ролях. Но Герман Константинович нам сказал одну фразу – простую, но очень верную. Он сказал, что не бывает маленьких ролей, есть маленькие актеры. Можно «кушать подано» сказать так, что зал тебя запомнит. А можно отыграть главную роль – и не оставить в памяти зрителя ничего.

Когда я пришла в театр имени Горького, Ефим Семенович сказал: у нас есть мэтры, те, кто на главных ролях; есть те, кто им помогает, они на вторых ролях. И есть молодёжь – начинающие, которым еще только предстоит стать вторым и первым. А может и не стать. Но ты все равно будешь важен и нужен театру.

И это нужно понять. Когда ты важен и нужен театру, когда понимаешь, что свое дело можешь делать лучше, чем кто-то другой, тогда ты счастлив в своей работе.

Наша профессия очень жестока. Если ты не вошел в труппу, тебе будет нелегко. Морально, а потом еще и просто в работе. Но если ты стал частью коллектива, то совсем другое дело. Вот театр имени Горького – большая семья. И я стала ее частью.

Театр стал моей семьей.

- Вы хотели прийти на работу именно в этот театр?

- Да. Еще на третьем курсе мы были массовкой в спектакле «Мафиози», который ставил Юлий Гриншпун. Мы тут работали, учились, спали в перерывах на диванах, готовились к экзаменам. Обращались к ведущим актерам «дядя Вова», «тетя Таня» - и нас укрывали одеялами, угощали вкусным… Так что театр стал для меня семьей еще тогда.

- Ваша первая роль была…

- В «Летучей мыши». Потом был «Борис Годунов». А в конце сезона я получила довольно большую роль в сказке «Аленький цветочек», которую поставил Александр Славский.

- О да! Ваша Фиса… Вы и сегодня выходите в этой роли, верно?

- Верно. В 1999 году Александр Славский, наш главный сказочник театра, поставил «Аленький цветочек» (6+). Я обожала эту сказку! И была очень расстроена, когда мы перестали ее играть. А когда несколько лет назад Александр Петрович решил вновь поставить эту сказку, уже немного иначе, я так мечтала, чтобы он снова позвал меня на роль Фисы, и как же было здорово, что позвал! Я еще больше сегодня люблю эту роль. Тогда, в 1999-м я была совсем молоденькая, начинающая, было страшно – первая большая роль, коллектив будет оценивать…

А сегодня… Я и Наташа Крюкова просто купаемся в этих ролях, это счастье, мы их никому не отдадим!

- Есть у вас еще одна интересная роль – Ирины в «Три сестры. Годы спустя»…

- Мы выпускали наш спектакль одновременно с классическими «Тремя сестрами», которых ставил Ефим Семенович. Линас Зайкаускас, наш режиссер, сказал мне, Ирине Кулешовой и Светлане Салахутдиновой (мы втроем работали): наши героини – это сестры Прозоровы, которые не уехали в Москву и живут все там же, а прошло минимум 20 лет… И он добавил: это будет физический спектакль.

Репетиции шли очень тяжело. Он нас с Ирой гонял так! Все ноги и руки были в синяках – Линас перед репетицией заставлял нас хлопать в ладоши, по ногам, по рукам так, чтобы они болели. Так он нас заряжал, это был его прием. Ему нравилось выводить нас на те эмоции, которые были нужны. Весь спектакль шел на огромном эмоциональном накале, не было ни одной сцены спокойной. А мне приходилось есть настоящую соль – в сцене смерти Соленого. Линас говорил: если я тебе насыплю сахар, у тебя не будет необходимого выражения лица. И я ела соль. Потом бежала за кулисы, полоскала рот водой, чтобы не разъело.

Меня окунали в воду с головой, посыпали перьями… Но этой работе я очень благодарна! Да, это был тяжелый спектакль, но это был такой толчок!

На любимых грядках

- Важно ли вам мнение коллег о вашей работе?

- В общем да. Коллег, режиссера и свое собственное. Важно понять, удалась роль или нет, и если нет – сделать все, чтобы удалась. Я буду работать и работать, пока не сделаю так, как надо. Очень настойчивая.

- А какие еще черты вашего характера идут на пользу вашей работе?

- Добропорядочность. Хорошее отношение к людям. Мы все разные, и это надо понимать, нельзя всех равнять под свой стандарт.

- Ваши дети с младых ногтей выходили на сцену…

- Марк – с восьми месяцев играл, 100 рублей за выход получал. Мирослава – с двух с половиной лет.

- Они проявляли желание стать актерами?

- Когда были маленькими, года в четыре-пять, - да. Но сейчас Марку 14, он ищет свою профессию. Мирославе 8,5, она хочет каждый месяц быть кем-то другим – от гадалки до стюардессы.

- Ну а если захотят, вы поддержите?

- Да. Но они видят и знают, что наша работа не сказка. Ведь и сами работают в спектаклях. И хотя театр для них праздник, они знают, что я могу прийти уставшей, что маме нужен час тишины, чтобы прийти в себя. И все понимают.

- Ваша работа с вами уходит домой?

- Когда как. Бывает, что я дома учу текст. Песни репетирую под музыку. Но в образе никогда домой не прихожу. Знаете, я ведь не вожу машину. Еду домой на автобусе и иногда просто кайфую от этого времени в пути, от возможности стать мамой Викой, просто мамой.

- Есть ли у вас хобби?

- Когда еще был жив мой отец, я с детьми уезжала к нему под Арсеньев, на весь отпуск. Мне так нравилось варить варенье, делать вкусное лечо, работать с землей… Папы нет, но… У моей сестры дом за городом. Я уехала к ней, помогала собирать ягоду, варить варенье. Дети спрашивают: мама, зачем нам столько варенья? А три банки уже съели.

Люблю пробовать новые рецепты, что-то готовить, угощать.

- Театр имени Горького – он какой?

- Самый лучший.

- Ваши пожелания театру в связи с его юбилеем и себе как актрисе театра?

- Себе – интересных ролей и режиссеров. Мне повезло как актрисе, я работала с прекрасными режиссерами. И я благодарна судьбе, что работаю в театре, руководит которым Ефим Звеняцкий.

Театру пожелаю долголетия и процветания. Чтобы мы всегда видели полные залы. Потому что это счастье. Когда в пандемию был зал наполовину, это огорчает. А вот когда распахивается занавес – и полный зал, и ты чувствуешь его дыхание, и сливаешься с ним, ты на сцене даешь такой драйв!

 

Автор: Любовь Берчанская.

90-летие. Портрет артиста: Виктория Марченко.
90-летие. Портрет артиста: Виктория Марченко.
90-летие. Портрет артиста: Виктория Марченко.
90-летие. Портрет артиста: Виктория Марченко.
90-летие. Портрет артиста: Виктория Марченко.
90-летие. Портрет артиста: Виктория Марченко.
90-летие. Портрет артиста: Виктория Марченко.

Другие события

19.04.2024

2024 год в России объявлен Годом Семьи!

01.04.2024

12 и 13 апреля «12 разгневанных женщин»

В народном театре г. Арсеньев четвёртая премьера

27.03.2024

Приморский академический краевой драматический театр им.М.Горького встречает Международный день театра!

Все наше искусство, наши спектакли и наши сердца, для Вас, любимый зритель!

11.03.2024

«Народные театры Приморья»

Началась работа в восьмом по счёту народном театре Приморского края - в посёлке Черниговка.

01.04.2024

12 и 13 апреля «12 разгневанных женщин»

В народном театре г. Арсеньев четвёртая премьера

27.03.2024

Приморский академический краевой драматический театр им.М.Горького встречает Международный день театра!

Все наше искусство, наши спектакли и наши сердца, для Вас, любимый зритель!

11.03.2024

«Народные театры Приморья»

Началась работа в восьмом по счёту народном театре Приморского края - в посёлке Черниговка.

© 2022 — 2024

Приморский академический краевой драматический театр имени М. Горького

Культура.

Гранты России

Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства

Телефон доверия: +7 (423) 222-00-69

Телефоны

+7 (423) 226-48-91, +7 (423) 226-05-20

Адрес

690091, Россия, Приморский край, Владивосток, ул. Светланская, 49

Режим работы

Ежедневно 09:00-18:00, перерыв 13:00-14:00

Приморский академический краевой драматический театр имени М. Горького