01.01.2015
01.01.2015
90-летие. Портрет артиста: Сергей Симоненко.
Король эпизода
Это было много, много лет назад. Молодой актер Сергей Симоненко, оказавшийся в родном Владивостоке по пути в командировку на Камчатку - вместе с московской киногруппой, зашел в театр имени Горького. Посмотрел на фотографии артистов. Взгляд остановился на одном фото – с него смотрела очень красивая девушка. «Женюсь на ней!» - сказал себе Сергей…
- Так и случилось, - улыбается Сергей Симоненко, актер Приморского академического театра имени Горького. – Бросил Москву, Ефим Давыдович Табачников, замечательный режиссер, принял меня в труппу. Познакомился с той самой актрисой… И да – мы поженились. Родился сын. И было впереди много-много лет счастья…
Все дороги ведут в театр
- Вы ведь окончили театральный факультет Дальневосточного института искусств?
- Да. Профессию выбрал совершенно сознательно. Замечательный талантливый человек Галина Федоровна Бакшеева вела театральную студию в Доме офицеров. И мне было интересно актерское ремесло, вот и пошел на театральный факультет.
Вообще Галина Федоровна умеет работать с детьми, влиять правильно, положительно на неокрепшие умы, потому что философски одарена, умеет думать о будущем. Ведь артисты, режиссеры, люди театра – они влияют на всю окружающую действительность, на зрителей в зале…
Галина Бакшеева, кстати, и в институте была моим педагогом, вообще у нас было множество замечательных мастеров, а выпускал наш курс Юли Изакинович Гриншпун. Потрясающий режиссер, с бездной фантазии. Его спектакли были всегда на острие, очень актуальны. Умел он грамотно намекнуть на вопросы общественной жизни в своих постановках.
- По окончании института вы…
- Отправился в город Новомосковск Тульской области, в тамошний маленький городской театр, где уже работали мои однокурсники. Потом много показывался в Москве, во всех театрах… сначала было трудно, потом это превратилось в привычку… Так я попал к мэтру – Андрею Гончарову, но не в труппу, а вольнослушателем. Очень много смотрел!
- А какие дороги привели вас в кино?
- Все просто. В то время и сейчас киношникам нужны актеры даже не в массовку, а в групповку. Несмотря на название, это серьезная работа. Вот, например, снимался фильм «Корпус генерала Шубникова». Там надо было в пять утра встать зимой, поехать в Алабино, надеть военную форму и сниматься на морозе до вечера… Люди с улицы на такое не часто соглашаются. Завязалось общение, меня стали приглашать чаще. А еще я вел студию – театральную студию – в Московском институте управления. И она была очень сильной, поверьте. Мы побывали с гастролями в Киеве. Ставили классику, например, «Беда от нежного сердца», «Медведя» Чехова…
Вообще я всю жизнь занимался театральными студиями, и когда вернулся во Владивосток – тоже. Руководил студией в Доме ученых, 15 лет – в гимназии № 2. Ставил спектакль в театре ДВГУ «Лопух». Это, кстати, мне Ефим Табачников дал такую возможность.
Счастье работы
- Вы легко сработались с Ефимом Табачниковым?
- Да. Он преподавал в институте искусств, я помогал ему делать экспликации студенческих спектаклей на бумаге. То есть придумать и обосновать спектакль.
Он даже предложил мне стать завтруппой, предупредив, что мне тогда надо будет возглавить борьбу с пьянством в театре и даже уволить некоторых актеров. Нет, я отказался… Но продолжил работать в спектаклях Табачникова как ассистент режиссера. Помогал готовиться к московским гастролям…
Ефим Давыдович был замечательный режиссер. Чуткий. Всегда мечтал покорить Москву. И в этом его тезка – Ефим Семенович Звеняцкий, с которым мы работаем уже не один десяток лет, - с ним расходится. Он покорил Владивосток и ему покорилась Москва.
Это два очень талантливых, замечательных режиссера – Табачников и Звеняцкий. Моя жизнь была связана с ними, и это счастье.
- Вы предпочитаете роли классического репертуара?
- В целом да. И очень хорошо, что сейчас, в сложное время, режиссеры по всей стране (а я слежу за новостями театров) обращаются к классике и ставят классику. Классика обращается к истинным чувствам, которые так важны сегодня.
Вообще же я не считаю себя очень талантливым актером, поэтому роли никогда не просил – ни у Табачникова, ни у Звеняцкого. Работы и так всегда хватало. Про меня как-то на празднике в театре сказали: король эпизода. Я действительно сыграл много таких маленьких ролей. Но всегда выкладывался на все сто! Это принципиально.
Помню, один режиссер, приезжий, как-то сказал мне: «Я вам собирался одну роль дать, а теперь дам совсем другую. В моем театре эту роль тоже хороший артист играет!».
- Приятно было слышать?
- А в театре имени Горького все артисты хорошие! Поверьте, я в Москве столько насмотрелся, столько видел плохих артистов… А в нашем театре такого нет!
Это был Человек
- Вы ведь успели поработать с мэтрами – с Вадимом Мялком, например, верно?
- Да. Вадим Янович был Человек. Артист! Талант! Все – с большой буквы. Помню, мы были на гастролях в море, на большой плавбазе, почти флотилии. И они должны были закончиться уже, нам надо было во Владивосток, здесь уже нас ждал выезд на гастроли… А судно, которое должно было нас забрать, все не приходило. Сказали – через полтора месяца. И тогда Вадим Янович пошел к капитан-директору и пообещал дать шефских концерта на судах – но с тем, что нас отправят затем домой. Капитан-директор согласился.
И вот начинается концерт, я представляю Вадима Яновича и говорю: «А сейчас вы услышите голос, который знаете, возможно, с детства. Если узнаете, поаплодируйте». И раздается голос Вадима Яновича, та самая фраза: «Говорит радиостанция «Тихий океан»!». И все – полчаса аплодисментов!
Он был удивительный человек. А какой парторг! Из-за таких парторгов хотелось вступать в партию. Честный, принципиальный. Человечище!
Кстати, в определенном смысле он дал путевку в жизнь Ефиму Звеняцкому как главному режиссеру театра имени Горького. Поверил и поддержал. Увидел в нем то, что всем ясно теперь, что Ефим Семенович – талантище, он входит – поверьте, я знаю, что говорю – в восьмерку лучших режиссеров страны, таких, как Андрей Гончаров, Анатолий Эфрос и другие.
Их спектакли – магия! Ты выходишь из зала и поражаешься, ты сидишь в зале и глаз от сцены не можешь оторвать…
- Ефим Семенович не обижал вас ролями. В той же «Поминальной молитве» вы уже более 10 лет – вслед за Александром Пономаренко – играете урядника… Вы вросли в этот спектакль?
- Да. Это не спектакль, это исповедь! Там невероятная драматургия, там слова, которые берут за душу, из этой пьесы Горина невозможно не то, что реплики – ни единого слова выкинуть! Ведь сколько лет идет спектакль, а по-прежнему актуален. Сегодня – как никогда. Человеческие ценности – любовь, доброта, преданность – в нем на первом месте.
Пусть корабль плывет
- Что для вас главное в тех постановках, в которых вы выходите сегодня на сцену театра имени Горького?
- Что нас не заставляют врать. Дают возможность быть искренним. Правда должна быть.
- Как бы обрисовали атмосферу, которая царит в театре имени Горького?
- Тут я постучу по дереву и скажу: очень творческий коллектив! Готовность сыграть, готовность ввестись на роль – огромная. Прекрасные актеры и очень профессиональные.
Я видел немало театров: споры, дрязги, интриги… В нашем театре работают порядочные люди! И это, поверьте, дорогого стоит.
- Вы смотрите спектакли, в которых не участвуете?
- Да. Но инкогнито. В зале. У нас так много сегодня отличных молодых актеров, и я с удовольствием смотрю, как они растут, как делают свою роль – так подробно, с деталями, умно.
- Театр имени Горького – он какой?
- Самый лучший. В России сейчас нет другого коллектива, который поднимал бы такой пласт традиций русского классического театра.
- Что бы вы пожелали театру в его 90-летний юбилей и себе как актеру этого театра?
- Театру… Знаете, есть такой фильм у Феллини – «И корабль плывет». Я хочу пожелать театру именно этого – плыть своим курсом, нести свою миссию. И не останавливаться! Ну а себе – работы, конечно.
Автор: Любовь Берчанская.
Другие события
14.11.2024
14 ноября в Паркетном зале состоялась пресс-конференция и пресс-показ для представителей СМИ
06.11.2024
с 26 декабря по 8 января в нашем Театре пройдёт череда Новогодних представлений
02.11.2024
3 ноября комедия Алексея Толстого «Фабрика молодости»