01.01.2015
01.01.2015
90-летие. Портрет артиста: Сергей Гончаров.
Элемент чуда
- Я по натуре мечтатель и романтик, наверное, - улыбается Сергей Гончаров, актер театра имени Горького. – Всегда хочется, если с режиссером работать, то самым талантливым. Если роль сыграть – то до полного первоплощения. Получается ли? Нет. Но стремление совершенствоваться живет во мне всегда…
Был ли мечтателем мальчик Сережа Гончаров из Спасска-Дальнего, никогда не думавший в детстве стать актером? Наверное… Ведь если нет, разве изображал бы он тогда так отчаянно героев любимых фильмов и книг во дворе своего дома?
К подмосткам из сельского городка
- Да, мне нравилось повторять что-то за героями фильмов, которые я смотрел… Выходил во двор дома – а мы жили в Спасске-Дальнем в частном доме - и начинал играть в рыцарей, мушкетеров или в войну, воображая себя именно тем героем, которого только что видел на экране, - улыбается Сергей. - Да и не только фильмы меня вдохновляли, очень часто я представлял себя и героем той или иной книги.
Но мыслей об актерстве не возникало… После 8-го класса я поступил в Спасский индустриальный техникум, окончил его, так что имею и вполне земную профессию – техник-электрик. Защитил диплом – и понял, что хочу быть артистом. Узнал, что нужно будет при поступлении читать отрывок какой-то, басню… Пошел в наш местный Дом культуры, там познакомился с руководителем театральной студии. Она стала мне помогать. Готовили с нею отрывок, хорошо помню, что это был рассказ В. Короленко "Мгновение", басня и часть поэмы Е. Евтушеко "Братская ГЭС". Она объясняла, что такое, например, этюды, а главное – много рассказала о профессии актера, чтобы я понимал, насколько непроста эта профессия.
Словом, сразу по окончании техникума я твердо настроился поступать в театральный. Были мысли рвануть в Москву, но мой руководитель сказала: «Зачем ехать так далеко, когда во Владивостоке есть прекрасный театр имени Максима Горького! Там ставят невероятные спектакли! Я была на «Биндюжнике и Короле», это выше любых похвал. Поступай в институт искусств во Владивостоке, он рядом с театром!». Это был верный совет. Тот факт, что я учился недалеко от дома, оказался очень важным. На дворе были 90-е … И я с любой оказией ехал в Спасск: приедешь – и картошки с собой привезешь, и другие продукты , и много чего, вот и студент накормлен , да и друзья тоже.
- В 1992 году вы с первого раза поступили на театральный факультет института искусств? И вашим мастером стал Александр Иванович Запорожец…
- Да. Я тогда и не знал, что некоторые ребята специально дожидались, когда он будет набирать курс, потому что хотели попасть именно к нему, к педагогу от бога, Мастеру с большой буквы. У него особый подход к студенту, свой стиль общения с ним. Я всего этого не знал во время поступления, так что мне просто повезло. Повезло учиться именно у него.
- Как вам училось?
- Когда я поступал – спасибо моему педагогу из Спасска-Дальнего, – я уже знал, что этот путь не усыпан розами и что никто не стоит у дверей факультета, чтобы позвать «вот этого гениального молодого актера» на главную роль в кино или театр.
Но мне всегда казалось, что профессии актера есть элемент чуда, мистики, чего-то, что за гранью бытового. И мне было очень интересно!
Учиться же мне было сложновато. Я никогда не был открытым, сельский стеснительный мальчик. И выйти на публику, показаться, придумать быстро этюд – с этим было нелегко.. Я никогда не отличался моментальным полетом фантазии, чтобы по щелчку, быстро придумать, включиться. И здесь были проблемы.
Но стало что-то получаться – совпадение исполняемых ролей с моей природой, интуитивные попадания в образ… Стали иногда хвалить. Было приятно.
Так что в целом я в учебе шел ровно, но мне всегда нужен был руководитель, который двигал бы меня, подсказывал. Сам себя я не мог организовать, понять, как нужно делать. Я такой человек, который впитывает, впитывает, слушает, копит в себе услышанное, количество переходит в качество, и уже потом выдает результат. Включается моя природа, мой темперамент – и все получается. Так со мной работали педагоги в институте, так и в театре имени Горького работают режиссеры.
Не просто Петр Первый
- И, окончив вуз, вы всем курсом пошли в театр ТОФ, верно?
- Да, курс Александра Ивановича стал основой новой труппы вернувшегося из Совгавани театра ТОФ. Первый наш спектакль был – «Крейсера», потом был «Ревизор»…
В театре ТОФ я сформировался как актер, сыграл много ролей. Именно за роль Жевакина в «Женитьбе», которую в театре ТОФ поставил Андрей Бажин, я получил приз за лучшую мужскую роль сезона.
В театре ТОФ я и настоящую флотскую закалку как артист получил – мы столько ездили по гарнизонам, на БДК ходили на Камчатку, играли, давали концерты порой в самых неожиданных местах – в госпиталях, на палубе корабля. Это закаляет. А еще мы много ездили на фестивали, и это тоже было интересно.
А еще… На концертах, которые мы давали в гарнизонах, например, мне не раз доводилось изображать исторических личностей. И Петра Первого, и адмирала Невельского, и князя Владимира и даже Николая Второго… Это была сложная задача. Я не мог просто выйти в гриме, мне нужно было понять, что это за человек, войти в образ, показать его – от пластики до темперамента. Старался играть его честно и правдиво.
Согрей его!
- И вот в театре имени Горького на юбилейном вечере вы снова играете историческую личность – Максима Горького!
- От судьбы не уйдешь (смеется). Я, может, на Ромео надеялся… (смеется). И снова мне хочется показать именно Горького, не набросок, а образ. Долго с постижером подбирали точные усы (непроизвольно начинает окать), костюм тоже. Мне хочется, чтобы и зрителю передалось обаяние этого образа, чтобы мурашки были!
- В 2018 году вы пришли в театр имени Горького…
- Да, постоянный процесс исканий, совершенствования в профессии никогда во мне не останавливается. Со временем я стал понимать, что в театре ТОФ изменилась атмосфера, что пора что-то менять. К тому же я часто и так приходил к коллегам в театр имени Горького, общался, смотрел, что и как они репетируют. И мне это нравилось. Я понимал, что смогу стать своим в этой труппе. И вот когда созрел к переменам окончательно, позвонил Ефиму Семеновичу. И он сказал: приходи. Пришел. И не жалею. Здесь начался большой новый этап в моей жизни. Я получил сразу же интересную роль (а так бывает далеко не всегда, подчас ролей и год, и два ждут) – Коровьева.
И с театром имени Горького мне удалось побывать на потрясающих гастролях в разных городах, и не только в России. Это замечательно.
- Интересно, что в спектакле «Мастер и Маргарита» свиту Воланда играли все выходцы из театра ТОФ – вы, Максим Клушин и Сергей Лисинчук…
- Надеюсь, что мы принесли какие-то дополнительные краски в палитру театра…
Вообще я благодарен Ефиму Семеновичу за то, что у него есть очень тонкое чутье на ярких, талантливых и с интересной индивидуальностью людей для театра. Наверное, я и себя к таким причисляю (смеётся) . Берет тех , кто внесет новую кровь, новую энергию. Он умеет собрать в театр лучших, потому и труппа здесь такая яркая, состоящая из индивидуальностей!
- Вам не страшно было играть Коровьева? Все же с романом Булгакова столько мистики связано?
- Нет. Я волновался только о том, как мы сработаемся с Ефимом Семеновичем, у него же другая манера работы. Он дает свободу, смотрит, что ты предлагаешь, и нужно было окунаться в роль сразу, как в омут, с головой. А он что-то одобряет, что-то нет… Он часто говорил: не анализируй, включай свою природу. Постепенно я это понял – и мы сработались. На его репетициях ты слушаешь его, ты меняешься сразу, ты находишься на остром краю существования - и это важно, это мое.
Ефим Семенович не позволяет актеру рисовать своего героя одной краской, как только он чувствует, что это происходит, тут же вмешивается: «Согрей его!».И ты понимаешь, что твой герой – живой и многогранный человек. Вообще он создает на сцене жизнь! Помню, как он сказал мне во время репетиции Бала Сатаны в «Мастере и Маргарите», когда я искал, какие же чувства испытывает Коровьев: «Восхищайся! И заражай этим восхищением свою Королеву!». И решение пришло само: да, Коровьев в полном восторге, истинном восторге. Пусть зритель сам решает, стоит ли восхищаться теми, кто пришел на Бал Сатаны, Коровьев искренен. Так же, как и в своем служении Воланду. Потому что только так он может в итоге заслужить свободу.
Со временем я понял, что мой жанр – трагикомедия, когда ты из одного состояния переключаешься в другое, из глубин трагедии – к высшим нотам комедии. На мой взгляд, это высший класс для артиста и для меня лично. В таком жанре я хотел бы существовать, ведь такие контрасты – это по сути наша жизнь!
- По большому счету, вам в театре имени Горького и давали такие роли – Борменталь, Филипп в «Оскаре»…
- Да, это так. Мне было интересно работать с Сергеем Руденком, нам удалось наполнить моих героев теплым душевным светом. Во всяком случае, я на это надеюсь.
- Театр имени Горького – он какой?
- Большой! Яркий! Живой! Согревающий!
- Ваши пожелания театру в 90-летний юбилей и себе как актеру этого театра?
- В 90 лет обычно желают здоровья. И театру тоже, почему нет? Здорового духа! Чтобы он всегда, каждый день ощущал радость жизни и дарил ее зрителям.
Себе пожелаю, чтобы ощущение радости в профессии никогда меня не покидало, чтобы я с радостью выходил на сцену.
Автор: Любовь Берчанская.
Другие события
28.10.2024
В связи с отменой спектаклей, объявленных на 18, 26 и 27 октября 2024 г.
14.10.2024
26 ноября 2024 г.