Назад к событиям

01.01.2015

01.01.2015

90-летие. Портрет артиста: Мария Федюченко.

90-летие. Портрет артиста: Мария Федюченко.

Плюсы актёрской профессии

Она выросла в творческой семье - Мария Федюченко, актриса Приморского академического театра имени Горького. Мама – музыкант, преподаватель, играла в ансамбле скрипачей «Элегия». И конечно, брала дочку на концерты. Один из таких концертов неожиданно определил судьбу Марии…

Всему причина – Лев Ткачев

- В тот раз вместе с «Элегией» выступал Лев Александрович Ткачев, - вспоминает Мария Федюченко. – Он читал стихи Пушкина, а ансамбль музыкально оформлял художественное слово. Мне было не очень интересно, я была маленькая, бегала, шалила, отвлекала всех. И вдруг Лев Александрович подозвал меня, дал книгу Пушкина и сказал: «Ты мне будешь помогать! Подскажешь, если нужно». И я сидела весь концерт тихо-тихо, следила по книге за тем, что он читает. Хорошо помню, это были «Египетские ночи»… И я никого не слышала, кто бы читал их лучше. Никогда. Этот концерт, это чтение такое сильное на меня произвело впечатление, что я до сих пор слышу голос Льва Ткачева, если читаю «Египетские ночи»…

Мне, конечно, удивительно повезло. Когда потом, уже в институте искусств, нам говорили: вы, студенты, не застали такого мэтра, как Лев Александрович, я всегда говорила, что была на его концерте и помню это, как сейчас. Все удивлялись.

Так вот, наверное, именно тогда я впервые подумала, что хочу быть актрисой…

- И вы после школы подали документы на театральный факультет…

- Да. Втайне от мамы. Она вращалась в творческих кругах и понимала все сложности этой профессии, и очень не хотела, чтобы я стала актрисой. Но потом она смирилась – я ведь поступила…

- Вашим мастером был?

- Александр Иванович Запорожец. Мама даже была у меня на одном из экзаменов, на студенческом спектакле, увидела и отношение мое к работе, и как с нами занимается Александр Иванович, и благословила, можно сказать. Мама рано ушла из жизни, я сегодня часто вспоминаю ее уроки, слова… Знаете, сегодня я веду детскую театральную студию, учу, как мама когда-то детей творчеству.

- Но все же актерская дорога не усыпана лепестками роз. В какой момент вы это поняли?

- Думаю, как только начались занятия на первом курсе. Я себе обучение на театральном факультете немного иначе представляла, а тут началась такая пахота – мы до ночи были в институте, бесконечные тренинги, работа, работа…

Александр Иванович нам всегда говорил, что 1-2-й курс – это школа, это база. И кто не хочет всерьез этим заниматься, отсеется. Так оно и получилось. Те из моих однокурсников, кто выпускался вместе со мной, сегодня почти все работают в театрах.

Кроме того, на 2-м курсе нас взяли работать в массовку в «Поминальную молитву». И мы поняли очень быстро, что работа актера тяжела, что от него много требуют. Много труда ради одного выхода на сцену.

Моим педагогом по речи была Елена Геннадьевна Санина. Потрясающий специалист! Как много она нам дала, научила! А сегодня мы в одной гримерке в театре, представляете?

Есть друзья в театре

- Хотели ли вы попасть именно в театр имени Горького?

- Да я еще до начала учебы хотела стать актрисой именно этого театра! Я посмотрела «Поминальную молитву» еще в школе и смотрела ее семь раз! И когда мы студентами вышли в массовке, для меня это было высшее счастье. До сих пор я испытываю трепет, когда выхожу на сцену в этом спектакле.

- Вы легко вошли в труппу театра имени Горького?

- Скажу сразу, что я в принципе не рассматривала вариант – пойти в другой театр. Театр имени Горького для меня эталонный! Сколько раз, проходя мимо центрального входа, я говорила самой себе: «Я буду здесь работать!»… Так оно и вышло. Первой моей ролью стала небольшая роль в спектакле Вячеслава Стародубцева «Наказанный распутник». Это было очень здорово – целый монолог, мы пели, танцевали! Я была в восторге! Вообще этот спектакль, я считаю, немного опередил свое время и потому быстро ушел из репертуара. Сегодня бы его приняли на ура.

Также я сразу попала в спектакль «Крейсера» (16+) – и это тоже было незабываемо, эта постановка вызывает у меня ком в горле, она запала в душу… А как актуален этот спектакль сегодня!

- Легко ли вам было выходить на сцену вместе с бывшими педагогами?

- А тут дело в том, что наши педагоги были очень тактичны – они, когда я пришла в театр, сразу же стали относиться ко мне как к коллеге, а не как к бывшей студентке. И было легко.

- У вас интересные роли в «Матросской тишине» (16+), в «Семейной идиллии» (16+), в «Оскаре» (16+)… Есть ли среди ваших героинь та, с кем вы чувствуете душевное родство?

- В любую роль ты вкладываешь себя, ищешь ту грань, которая тебе близка. Хана и Ира – две очень разные героини. Но в каждой из них есть я! Я связываю всех своих героинь… Вот, например, Ира в «Семейной идиллии»… Я в жизни никогда такой не была, мама меня по-другому воспитывала. Но я сказала себе: зато в этой роли ты можешь позволить себе быть немножко пошлой и развязной. А в роли Ханы я более нежная, чем в жизни. В этом и плюс актерской профессии – мы можем в ролях побыть теми, кем не можем быть в жизни. Можно примерить на себя что-то интересное, найти в себе неожиданные черты…

Это здорово – иметь возможность быть разной. И я очень благодарна Ефиму Семеновичу Звеняцкому за то, что он дает мне роли разного плана, разных характеров, что расширяет мой диапазон.

- У вас много костюмных ролей, всегда ли вам в них комфортно?

- Вообще костюмы для актрис – больная тема. Всегда ведь хочется «красивенького». А потом… Мы то худеем, то поправляемся и опять худеем, костюм надо ушивать и расшивать… А иногда бывает, как с костюмом к спектаклю «Двенадцать стульев» (16+), где я играю роль Лизы. Уже все было готово – оранжевое платье с плиссировкой… И в какой-то момент Ефим Семенович вдруг поменял концепцию роли – вместо застенчивой лапушки я стала довольно-таки яркой и даже развязной. И костюм не подходил совершенно! А ткани больше нет! Его переделывали мучительно, сколько это платье пережило: подрезали, разглаживали плиссировку, укорачивали… В общем, мы с этим платьем много пережили.

- Кстати, как вам работалось в одном спектакле с вашим мастером, Александром Запорожцем?

- С благоговением. И легко. Он всегда шутит, поддерживает, помогает. Вообще у нас многие артисты учились у Александра Ивановича, его опыт бесценен, мы до сих пор учимся у него. И не только у него. Сейчас я учусь даже больше, чем в институте, а иначе и быть не может.

- Чье мнение о вашей работе для вас важно?

- Самый главный критик для себя – я сама. Мне только дай повод погрызть себя саму… Никогда не бываю довольна своей работой полностью.

Важно для меня мнение Александра Ивановича Запорожца, моего мастера, моих друзей – Леры и Валентина Запорожцев. Я знаю, что они искренние. Они искренне радуются моим успехам, а если критикуют – то потому что хотят помочь. И да, уверена, что в театре есть друзья.

И маленький книжный клуб

- Ваша работа уходит с вами домой?

- Да, наверное. Ведь все равно учишь тексты, думаешь о роли, просматриваешь какие-то материалы… Иногда, когда я иду по улице и что-то проговариваю, ловлю себя на мысли: наверное, я очень странно выгляжу со стороны (смеется).

- Есть ли у вас хобби?

- Я работаю в детской театральной студии. Знаете, вспоминаю, как в юности говорила маме, что никогда не буду учить детей, как она. А теперь, выходит, иду по ее стопам, и мне это нравится. Очень горжусь тем, что несколько моих учеников поступили на театральный факультет. И даже в массовке в нашем театре уже участвуют! Как это здорово!

А хобби… Я очень люблю читать. Чтение меня успокаивает. Некоторое время назад в социальной сети я стала рассказывать о прочитанных книгах, свое мнение о них высказывать. И оказалось, что это многим интересно, сложился своего рода книжный клуб. Читать я люблю классические книги, бумажные. А как я люблю их покупать (смеется)!

- Театр имени Горького – он какой?

- Теплый. Яркий. Грандиозный! Он стоит особняком в театральном мире Дальнего Востока – у нас такой разнообразный репертуар, такая большая и прекрасная труппа.

- Ваши пожелания театру в его 90-летний юбилей и себе как актрисе этого театра?

- Себе – ролей, аплодисментов, цветов… А театру – зрителей и аншлагов! И чтобы так – много-много лет!

 

 

Автор: Любовь Берчанская.

90-летие. Портрет артиста: Мария Федюченко.
90-летие. Портрет артиста: Мария Федюченко.
90-летие. Портрет артиста: Мария Федюченко.
90-летие. Портрет артиста: Мария Федюченко.
90-летие. Портрет артиста: Мария Федюченко.
90-летие. Портрет артиста: Мария Федюченко.
90-летие. Портрет артиста: Мария Федюченко.

Другие события

06.02.2023

Интервью с Ефимом Звеняцким на радиостанции «Лемма»

было удостоено награды конкурса «Золотое перо Приморья-2023»!

31.01.2023

Проект «Народные театры Приморья» продолжается!

Под патронажем Театра имени М. Горького и при поддержке Правительства Приморского края открываем пятый Народный театр в столице Хасанского округа — пгт. Славянка!

16.01.2023

Театр имени М. Горького отмечает 95-лет со дня рождения российского писателя Валентина Саввича Пикуля

18 января на сцене спектакль «Крейсера» по одноимённому роману автора

06.02.2023

Интервью с Ефимом Звеняцким на радиостанции «Лемма»

было удостоено награды конкурса «Золотое перо Приморья-2023»!

31.01.2023

Проект «Народные театры Приморья» продолжается!

Под патронажем Театра имени М. Горького и при поддержке Правительства Приморского края открываем пятый Народный театр в столице Хасанского округа — пгт. Славянка!

16.01.2023

Театр имени М. Горького отмечает 95-лет со дня рождения российского писателя Валентина Саввича Пикуля

18 января на сцене спектакль «Крейсера» по одноимённому роману автора

© 2022

Приморский академический краевой драматический театр имени М. Горького

Культура.

Гранты России

Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства

Телефоны

+7 (423) 226-48-91, +7 (423) 226-05-20

Адрес

690091, Россия, Приморский край, Владивосток, ул. Светланская, 49

Режим работы

Ежедневно 09:00-18:00, перерыв 13:00-14:00

Приморский академический краевой драматический театр имени М. Горького