Уважаемые зрители, покупка билетов по Пушкинской карте временно невозможна. Технические специалисты решают проблему. Приносим свои извинения за доставленные неудобства.

Назад к событиям

01.01.2015

01.01.2015

90-летие. Портрет артиста: Леонид Смагин.

90-летие. Портрет артиста: Леонид Смагин.

Ботинок судьбы

«Просто слушай режиссера»: актер Леонид Смагин рассказал, зачем быть послушным

Когда-то много лет назад юный театрал Леня Смагин пришел в театр имени Горького на спектакль «Тетка Чарлея». Смотрел, как и все, смеялся, аплодировал… Ничто, как говорится, не предвещало…

А потом во время одной из сцен актер Михаил Марченко, исполнявший роль Бабса Баберлея, взмахнул ногой…

- И его ботинок слетел, описал изящную дугу и упал прямо в сантиметре от моего кресла, - смеется актер Приморского академического театра имени Горького Леонид Смагин. – Разве я мог тогда подумать, что со временем тоже буду играть на этой сцене?!

Все дороги ведут в театр

Наверное, эту историю можно было бы назвать «знаком судьбы», но на самом деле таковым Леонид Смагин считает другой эпизод своей жизни.

- В ЦДЮТ проходил фестиваль – он и сегодня проводится – «Живи, театр, восьмое чудо света!», - рассказывает Леонид. – Я принимал в нем участие вместе с другими ребятами из одной из театральных студий города. В жюри председательствовал мэтр, прекрасный Лев Ткачев (мастер художественного слова, преподаватель театрального факультета института искусств). Он посмотрел наш водевиль и сказал, показывая на меня: «А вот этого юношу я готов взять к себе на второй курс». А мне тогда было 15, какой там второй курс института…

Увы, вскоре Лев Ткачев ушел из жизни. Но Леонид Смагин стал актером. Он в этой профессии, можно сказать, всю жизнь…

- Меня все дороги вели на театральный факультет, - говорит Леонид. С пяти лет у меня в «послужном списке»: балетная студия, развивающая студия, студия актерского мастерства. Затем – конкурсы чтецов, театральные… Словом, когда встал вопрос «кем быть», ответ для меня был однозначным – артистом. Я знал, чего хотел.

Интересно, что при этом Леонид Смагин успел освоить множество профессий: с 10 лет он начал подрабатывать – разносил газеты, мыл машины, затем работал вечерами грузчиком, разнорабочим, на автосервисе. И в старших классах школы, и в институте – по ночам.

Волшебства не оказалось, но…

- Вам легко было учиться?

- Разочарования не было. Повторюсь, я точно знал, куда и зачем иду. И так же быстро понял, что учеба на театральном – это не отсидел пары и домой, это с утра до глубокой ночи, и слово «выходные» надо забыть. После лекций мы занимались сами, этюды ставили, ну и так далее… До ночи. У нас была дружная группа, мы до сих пор общаемся в чате однокурсников.

- Кризис «а мое ли это, мой ли это путь» вас миновал?

- Да. Меня волновало другое: «А хорошо ли я это делаю, хватает ли у меня харизмы». Не таланта, потому что в актерской профессии два процента таланта, а 98 – труда, бесконечной работы над собой… Вопрос: а я точно достоин называться актером, я задавал преподавателям не раз. И они отвечали: раз сомневаешься, значит, все хорошо. В нашей работе самое страшное – остановиться в развитии, забронозоветь и вообразить себя классиком. И ты тут же станешь деревяшкой…

Вообще хочу отметить, что Ирина Михайловна Лыткина, мой мастер, – замечательный педагог, она с каждым находила общий язык, погружалась в каждого студента. Я преподаю фехтование – и как преподаватель пытаюсь быть именно таким, как она. Помню, как на первом курсе мы выполняли упражнение: по очереди произносили с разными интонациями фразу «А ты хорошая собака». Казалось бы, какие там интонации… А на самом деле расставить паузы, вложить смыслы в эту простую фразу можно очень, очень разные…

Кстати, мы так ни разу и не сыграли вместе в одном спектакле. А мне бы очень, очень хотелось. Она замечательная актриса. Мастер. И коллега.

- По окончании института вы…

- Собирался в Санкт-Петербург. Но не срослось. И я был очень счастлив, когда Ирина Михайловна сказала, что мне будут рады в театре имени Горького. Мне всегда хотелось играть на этой сцене, в этом театре.

Мне казалось, что я переступлю порог театра – и будет некое волшебство. Волшебства не оказалось, но здесь я нашел свой мир, друзей, даже жену… Здесь я еще раз убедился, что театр – это не пафос, а работа. Бывает сложная, бывает скучная, бывает невыносимая, но – горячо любимая.

Идем домой под ручку с работой

- У вас есть очень интересные роли. Например, Марселя Седана в «Эдит и ее демонах», где вы по сути играете призрака и в то же время живую человеческую историю…

- Это было прекрасное режиссерское решение! Именно для этого спектакля оно сработало идеально. Фишка не должна быть ради фишки.

А как я люблю работу в спектакле «Опасные связи», где я был в дивертисменте! Как с нами работал Ярослав Францев, заставляя буквально переступать через себя. Очень сложная, но такая интересная работа. Такие роли дают возможность совершенствоваться, расти над собой. А это очень важно. Как только затормозил – можешь идти в официанты.

- Есть у вас еще одна интересная роль – мистер Коллинз в «Гордости и предубеждении»…

- Я долго входил в эту роль, не мог понять, чего хочет режиссер. Не понимал – и все. И в какой-то момент сказал себе: так, прекращай задумываться, сделай то, что тебе говорят. Сделал. И оно – раз! – и получилось.

- Когда вы начали работать в театре, подработки в автосервисах и так далее остались позади?

- Далеко не сразу. Но у меня и сегодня есть вторая работа!

- Это как?

- Я снимаю видео для театра, сюжеты рекламные, ролики и так далее. Долго шел к этому. И сегодня это важная часть моей жизни.

- Вы говорили, что хотели быть режиссером…

- Да. И реализовал эту мечту как раз в работе с видео. Поэтому я очень послушный актер и стараюсь не мешать работе режиссера. Потому что он сидит в зале, видит картинку в целом, собирает воедино огромную махину… Конечно, я предлагаю что-то, но если режиссер говорит нет – значит, нет. Ему виднее.

Начав снимать видео, я это еще лучше понял. Мне теперь в камеру видно, когда актер делает чересчур. Сразу видно.

- Вам нужно долго входить в образ перед спектаклем или вы сразу переключаетесь?

- Ни то, ни другое. Мне нужно немного времени всегда, чтобы подготовиться. Но именно немного. Чем дольше, тем больше шансов перегореть и на сцену выйти уже с нулевым зарядом, скажем так.

- Интересуетесь ли вы мнением коллег о своей работе?

- В меру. Моя жена – актриса театра имени Горького. Вот ее я слушаю. Дома у нас разговоры о театре, о ролях… Кстати, вместе мы ведем социальные сети театра – нашу нежно любимую «Гримёрку Горького»!

- То есть работа с вами под ручку идет домой?

- Да. Работа оставалась за спиной только тогда, когда я болел ковидом. Вот тогда было уж точно не до мыслей о работе. Но мне хочется научиться отдыхать.

- Театр имени Горького – он какой?

- Академический. Да, дурацкий ответ, но… Это его миссия! Знаете, второго такого театра нет в России. К нам приезжают режиссеры и говорят: такой труппы нет в России! Вы шикарные! И знаете – это ведь заслуга руководителя театра, согласны?

- Что бы вы пожелали театру в 90-летие и себе, как актеру?

- Хорошего социального заказа. Когда классика будет собирать полные залы и идти с аншлагом.

А себе… Ролей, конечно.

 

Автор: Любовь Берчанская.

90-летие. Портрет артиста: Леонид Смагин.
90-летие. Портрет артиста: Леонид Смагин.
90-летие. Портрет артиста: Леонид Смагин.
90-летие. Портрет артиста: Леонид Смагин.
90-летие. Портрет артиста: Леонид Смагин.
90-летие. Портрет артиста: Леонид Смагин.
90-летие. Портрет артиста: Леонид Смагин.

Другие события

08.02.2025

ПЕРВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НАРОДНЫХ ТЕАТРОВ

30 марта 2025 года

30.01.2025

Опрос об удовлетворенности граждан работой организаций культуры

от Министерства культуры Российской Федерации

26.12.2024

Настало время сказочный затей!

с 26 декабря по 8 января Новогодние представления в Театре им. М. Горького

30.01.2025

Опрос об удовлетворенности граждан работой организаций культуры

от Министерства культуры Российской Федерации

26.12.2024

Настало время сказочный затей!

с 26 декабря по 8 января Новогодние представления в Театре им. М. Горького

© 2022 — 2025

Приморский академический краевой драматический театр имени М. Горького

Культура.

Гранты России

Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства

Телефон доверия: +7 (423) 222-00-69

Телефоны

+7 (423) 226-48-91, +7 (423) 226-05-20

Адрес

690091, Россия, Приморский край, Владивосток, ул. Светланская, 49

Режим работы

Ежедневно 09:00-18:00, перерыв 13:00-14:00

Приморский академический краевой драматический театр имени М. Горького