Назад к событиям

01.01.2015

01.01.2015

90-летие. Портрет артиста: Иван Перепёлкин.

90-летие. Портрет артиста: Иван Перепёлкин.

Профессия, в которой счастлив

- Я сам до сих пор понять не могу, почему стал актёром, почему выбрал эту профессию, - сходу огорошил автора этих строк Иван Перепелкин, артист Приморского академического театра имени Горького. – Ведь никаких предпосылок не было, может профессия меня выбрала?

Это почти невероятная история, но на театральный факультет института искусств Ваню Перепелкина привела любовь к кино. Любил советские фильмы о войне, детские фильмы обожал, бегал на все премьеры в кинотеатры. В 90-е, когда появились видеосалоны, стал пропадать там: взахлеб смотрел боевики с Джекки Чаном и другими мастерами боевых искусств. И захотел сниматься в боевиках, вот так же фантастически, как в кино, выполнять трюки, приёмчики разные…

По дороге в каскадёры

- И когда я над этим задумался, - вспоминает Иван, - то понял, что для того, чтобы стать каскадёром, для начала, наверное, неплохо бы стать актёром. Пошёл в театральную студию, но там нас не учили ни технике речи, ни сцендвижению, мы просто ставили разные номера и с ними выступали на городских мероприятиях. Там я отзанимался год, и, закончив школу, приехал с мамой из Большого Камня во Владивосток. Родители меня поддержали при поступлении в институт искусств. Так получилось, что я приехал раньше всех, только-только начался набор, и я оказался самым первым абитуриентом в тот год! Помню, как помогавшие на экзаменах четверокурсницы сказали: «Первый мальчик – будет удачный курс!». А я… А я смотрел на кипевшую в институте искусств атмосферу и чувствовал себя так, словно меня оглушили.

- С прозаическим отрывком я попал на прослушивание к Александру Петровичу Славскому, - вспоминает Иван. – Читал я отрывок из «Героя нашего времени», тогда мне очень нравился Лермонтов…

Александр Петрович меня выслушал, долго «сверлил» своим взглядом, сделал несколько замечаний и сказал твёрдое «да». Словом, я поступил, на курс к Татьяне Михайловне Данильченко и Анатолию Владимировичу Бугрееву. Это были Мастера – с большой буквы! Мне очень повезло.

- Пока вы учились, не было сомнений в том, что выбрали правильный путь?

- Актёрская профессия меня так поразила, увлекла, что даже мечта о кино ушла на второй план. Я увлекся театром! Но как же я был зажат, жутко зажат… Не могу представить, сколько же терпения было у Татьяны Михайловны и Анатолия Владимировича… Особенно Татьяна Михайловна, она много времени посвящала нам, студентам, репетировала, разговаривала, словом, прокладывала курс, по которому мы потом шли.

Кроме Татьяны Михайловны и Анатолия Владимировича свой вклад в становление меня как актёра внесли Ткачев Лев Александрович и Ивахненко Марина Александровна – мои педагоги по сценической речи. И Тамара Александровна Шишлянникова – педагог по вокалу.

И только к третьему курсу я открылся, как говорил Анатолий Владимирович Бугреев, дорогу осилит идущий по ней.

Иван Перепелкин признается: и по сей день, в последние секунды перед выходом на сцену, он чувствует волнение, зажим, мандраж… Но стоит только выйти под свет рампы – как куда-то все девается, забывается…

Привыкая к сцене

- А почему после института искусств вы пошли работать в Приморский театр кукол?

- После каждого семестра у нас было собеседование с мастерами курса, они анализировали работу каждого, подсказывали, в каком направлении развиваться дальше, над чем работать… И вот в конце учебы мне сказали: «Жаль, Ваня, что ты открылся только после третьего курса, времени мало, чтобы наверстать»… И я понимал, что еще не готов к большой сцене. Поэтому пошел в театр кукол. И это было самое правильное решение!

В Приморском краевом театре кукол, вспоминает Иван, он работал с большими мастерами, с профессионалами. У них было, чему поучиться.

- Я с упоением погрузился в процесс, привыкал к сцене, учился работать с куклой, как она смотрит, поднимает руку, садится и так далее - говорит Иван. – У нас были спектакли и живого плана. Мы играли в детских садах для малышей, а это самые строгие зрители. Я пробовал профессию на вкус. И мне повезло, что меня никто не останавливал, что мне помогали. В театре кукол я отработал пять лет.

- Почему вы пришли в театр имени Горького?

- Почувствовал, что готов, что вырос. Пришёл на собеседование к Ефиму Семеновичу, он сказал: «Добро. Я тебя беру». Первой моей ролью в театре имени Горького был ввод на роль Леньки в «Любовь и голуби». Вообще так получилось, что у меня не было времени для адаптации, вводы пошли сразу – с места в карьер.

- Было сложно?

- Непросто. Театр имени Горького более глубокий, он живет по тем принципам, которым нас учили в институте. Здесь другой зритель, даже масштабы сцены совсем другие. Пришлось перестраиваться. И это был довольно долгий процесс. Вообще я не умею торопиться, не могу быстро впрыгнуть в роль. Мне сначала надо понять персонажа, объяснить себе, что в нем почему… И только потом…

- Вы послушны как актёр?

- Не совсем. Чем взрослее становлюсь, тем больше обостряется свое видение роли. Иногда спорю с режиссёром, не принимаю его предложения, хочется сделать по-своему. Молодым готов был сделать всё что угодно, а теперь хочу понять, как это оправдать и уместно ли делать так. Но подчеркну, что в любом случае последнее слово за режиссёром. Это же его спектакль – целиком!

И очень здорово, что в театре имени Горького нам дают поработать с разными режиссерами. Чтобы расти, актёру это необходимо. Это как подъем по лестнице, ступенька за ступенькой. Только так возможен путь вперед, только так ты развиваешься и наполняешь сердце, душу.

И опыт отца пригодился

Иван Перепёлкин занят во многих спектаклях театра на данный момент. «Собачье сердце» (16+), «Мастер и Маргарита» (16+), «Фрегат «София» (16+), «Арсеньев: Расхищению не подлежит» (12+) и многие другие…

- Я люблю и благодарен каждой своей роли, - говорит Иван. – Хотя, конечно, как и любому актеру, мне хочется главных ролей. Актеры всегда их ждут. Но любая роль – радость!

- Был ли среди ваших персонажей такой, который вам неприятен?

- Нет. Когда получаешь роль, ты сначала – очень часто – с таким распределением не согласен. А потом начинаешь работать, вникаешь и понимаешь – да, это твое. Режиссер помогает найти и влюбиться в своего персонажа…

Очень было интересно работать в «Эшелоне» и «Рядовых», комфортно в «Полете на гнездом кукушки», сложно в «Хануме» (12+). А как в сказках работать здорово!

А вообще, знаете, как я, бывает, удивляюсь, когда читаю распределение ролей: да что ж такое, почему снова внизу, а не наверху! Ну хотя бы в серединку попасть!. Сильнее всего удивился, когда получил в «Трёх сестрах» роль старика Ферапонта, человека на много лет старше себя. Не знал с какой стороны подойти к этой роли!

Не понимал, но работал. Тогда Ефим Семенович придумал, чтобы у Ферапонта была культя, протез вместо ноги. Я здоровую ногу привязал за спиной, под шинелью. Но одно дело, когда выход на 10 минут, вытерпеть можно, а весь спектакль – это не реально! Перепробовали разные варианты и решили отказаться.

Не сразу я согласился и с тем, что получил роль Дзюля в «Арсеньев. Расхищению не подлежит» (16+). Долго мучился, искал. А потом, прочитав биографию персонажа, понял, что Дзюль очень похож на моего отца. Прекрасный рыбак, отличный охотник, в лесу чувствует себя как дома.

На пять лет Иван уходил из профессии, занимался совсем другим. А потом – вернулся в театр.

- А что жалеть? Это опыт, — говорит Иван Перепелкин. – Тогда я чувствовал некий тупик в профессии, не видел выхода. Ушёл. А через пять лет вернулся сначала к творческим проектам, а потом – понял, что хочу в театр. Пришёл к Ефиму Семеновичу, поговорил с ним откровенно – и он снова взял меня в труппу. Спасибо ему! Здесь, в театре, я делаю то, что люблю и чему учился.

- Театр имени Горького – он какой?

- Для меня – это история. Здесь работало так много великолепных актеров, они оставили свой след… Я очень люблю общаться с мэтрами театра, иногда они рассказывают байки, как актёры пытаются рассмешить друг друга, какие были спектакли, артисты. Эти рассказы наполняют душу и сердце. И понимаю, это огромная ответственность - вести этот корабль дальше тем курсом, который проложили великие…

- Ваши пожелания театру в 90-летие и себе как его актеру?

- Театру хочу пожелать долгого плавания. Он это заслужил. И я хочу, чтобы все актёры театра работали – ведь если актёр занят, он чувствует, что нужен – зрителю, режиссёру, художественному руководителю. И он счастлив. Так что себе – работы и еще раз работы!

 

Автор: Любовь Берчанская.

90-летие. Портрет артиста: Иван Перепёлкин.
90-летие. Портрет артиста: Иван Перепёлкин.
90-летие. Портрет артиста: Иван Перепёлкин.
90-летие. Портрет артиста: Иван Перепёлкин.
90-летие. Портрет артиста: Иван Перепёлкин.
90-летие. Портрет артиста: Иван Перепёлкин.

Другие события

19.04.2024

2024 год в России объявлен Годом Семьи!

01.04.2024

12 и 13 апреля «12 разгневанных женщин»

В народном театре г. Арсеньев четвёртая премьера

27.03.2024

Приморский академический краевой драматический театр им.М.Горького встречает Международный день театра!

Все наше искусство, наши спектакли и наши сердца, для Вас, любимый зритель!

11.03.2024

«Народные театры Приморья»

Началась работа в восьмом по счёту народном театре Приморского края - в посёлке Черниговка.

01.04.2024

12 и 13 апреля «12 разгневанных женщин»

В народном театре г. Арсеньев четвёртая премьера

27.03.2024

Приморский академический краевой драматический театр им.М.Горького встречает Международный день театра!

Все наше искусство, наши спектакли и наши сердца, для Вас, любимый зритель!

11.03.2024

«Народные театры Приморья»

Началась работа в восьмом по счёту народном театре Приморского края - в посёлке Черниговка.

© 2022 — 2024

Приморский академический краевой драматический театр имени М. Горького

Культура.

Гранты России

Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства

Телефон доверия: +7 (423) 222-00-69

Телефоны

+7 (423) 226-48-91, +7 (423) 226-05-20

Адрес

690091, Россия, Приморский край, Владивосток, ул. Светланская, 49

Режим работы

Ежедневно 09:00-18:00, перерыв 13:00-14:00

Приморский академический краевой драматический театр имени М. Горького