01.01.2015
01.01.2015
90-летие. Портрет артиста: Ирина Кулешова.
Неугомонная Ира
Ирина Кулешова: «Петь и танцевать: это выше меня!»
Актрисой она хотела быть с детства. Но реализовать своё желание и выйти на сцену Приморского академического театра имени Горького смогла только в 25 лет – уже будучи солидной замужней дамой с ребенком. Знакомьтесь, Ирина Кулешова, актриса театра имени Горького.
Верный кусок хлеба
- Жила себе девочка с мамой и бабушкой – и куда девать свою творческую энергию, просто не знала, - смеется Ирина Кулешова. – Все время какие-то мини-постановки дома организовывала, представляла что-то, демонстрацию моделей устраивала… В пятом классе поступила в музыкальную школу по классу аккордеона. Подросла – пошла в Народный театр музыкальной комедии, он располагался в сегодняшнем Пушкинском театре, а тогда это был Дворец культуры моряков. У нас там были педагоги по вокалу и танцам, и учили всерьез. Какие там ставили замечательные спектакли!
- По логике вещей, вам прямая дорога была на театральный факультет…
- Ну, почти. Я окончила школу, музыкальную школу и, когда встал вопрос о профессии, мама сказала: «Учить детей – верный кусок хлеба». И я пошла в музыкальное училище. И окончила его. И выйти замуж и даже родить ребёнка успела… Когда ребёнку был год, я сделала первую попытку поступить на театральный факультет. Но когда в комиссии узнали, что у меня малыш, твердо посоветовали прийти через годик. Ладно! Неугомонная Ира пришла через год и всех успокоила: есть бабушка, садик, не переживайте. Словом, я поступила на курс к Альберту Мамонтову и Валерию Земских.
- Муж поддержал вас?
- Мне казалось, он был не особенно в восторге, но и не протестовал. Как и мама. Но это не имело особого значения. Темперамент, желание петь и танцевать было сильнее меня! Когда я уже училась, узнала, что в театре имени Горького ставят мюзикл – «Гудбай и аминь», «Биндюжник и Король», так просто душа рвалась – как я туда хочу, на сцену!
- Как вам училось, ведь вы были уже взрослой, с ребенком…
- Знаете, у нас был взрослый курс. Так получилось, что бывших школьников были единицы. Но да, я была самая старшая среди девочек. Училось мне легко, ведь это было мое любимое дело! Да я летела на каждое занятие, каждый день просто рвалась в институт.
Хорошо помню, как Лев Ткачев все время кричал мне: «Не контролируй себя! Отпусти себя!». Я и сегодня иногда говорю себе эти слова. Он ведь в точку попал, такая я – все стараюсь держать под контролем.
Но вообще я хорошо понимала еще в студенчестве, что работа актера – это бессонные ночи в попытке понять свою героиню, найти что… Это погружение в себя. Это, в конце концов, вопрос от мужа: да что тебя гложет?
Но важно при этом не придумывать слишком много. Потому что главный в театре – режиссер и его видение. И ты себе понапридумываешь того-другого, а режиссер скажет: нет, делаем иначе.
- Но режиссеры бывают разные…
- Да. Есть те, кто четко ставит рамки и добивается только того, что ему нужно. Ни шагу вправо или влево… А есть те, которые показывают тебе направление, дают возможность что-то поискать, плыть вместе с ним. Вот Ефим Семенович как раз такой. Когда ты поймешь, куда он тебя направляет, работать очень легко.
В театре – как дома
- Вы сразу после института пришли в театр имени Горького?
- Я мечтала попасть на эту сцену, мечтала! Ведь в театре имени Горького ставили мюзиклы, а петь и танцевать – это выше меня! Но… Окончила вуз, в театр мечты меня не взяли, сказали прийти через год. Муж купил мне щенка, по сути – второго ребенка. Как-то переключилась на семью. Муж был доволен!
А потом… Случай! Встретила подругу, она сотрудничала с пошивочным цехом театра. И говорит: пошли со мной, спросишь, может, тебя там уже ждут? Я отнекивалась, но пошла. И меня взяли! И я сразу попала в постановку «Мастера и Маргариты», Ефим Семенович тогда ставил первый его вариант. Первая моя работа на этой обожаемой сцене.
Потом были «Восемь любящих женщин», «Миллион в брачной корзине», другие спектакли…
- Вы двигались в актерской карьере постепенно…
- Да. И это меня не смущало. Я очень терпеливой оказалась, да и труппа, коллектив театра меня сразу приняли, и мне так хорошо здесь было, так спокойно, как дома. И сегодня так. Ну а что до главных ролей… Так не в них дело. Ну, может, нет у меня актерской удачи – но ролей-то немало! Пусть и неглавных. Своей судьбой в театре довольна. Труппа у нас немаленькая, но без работы никто не сидит.
- Главный секрет актерской профессии?
- Работай над собой. Ежедневно. Расти. Совершенствуйся. Остановишься – конец.
- Как вы вживались в роль Сары Бернар в спектакле «Смех лангусты» (16+)?
- Интересно, что когда Николай Тимошенко ставил этот спектакль на малой сцене, примерно в то же время Вадим Данцигер ставил «Эдит и ее демоны» (16+), где Наташа Овчинникова вживалась в роль Эдит Пиаф! Ей сложнее пришлось – ведь сохранились киносъемки, где реальная Пиаф… А с Сарой Бернар мне было немного проще. И режиссер сказал: не увлекайся сходством! Я только слышала записи ее голоса и видела фото, и потому полету моей фантазии в этом смысле не было предела. Разве что хромоту надо сделать обязательно, ведь я играла Бернар на исходе жизни, когда у нее отняли ногу…
Тряпки для Кабато
- Вам ближе комедия или драма?
- На мой взгляд, комедийные роли все же более благодарные, что ли. Рассмешить непросто. Хотя… И заставить заплакать тоже сложно, бывает, актриса прям навзрыд рыдает, а в зале отклик нулевой.
Но с комедийными ролями чуть больше импровизации можно себе позволить. Помню, как я своей Кабато в «Хануме» (16+) за пазуху, за пояс платья тряпки напихивала, создавая образ такой «дамы в теле». Упитанной такой, своеобразной. И получился такой забавный противовес высокой эффектной Хануме, ее Света Салахутдинова играет.
- Вы послушная актриса?
- По-всякому бывает. Но скандалить не стану. Вот, помню, с Андреем Лапиковым мы как-то не сразу нашли общий язык в работе над «Дамой с камелиями», я там Прюданс играла. Очень разные у нас темпераменты. Но все равно потом сработались!
Если режиссер толковый, то чего выеживаться, зачем? Работай, как он говорит.
- Прислушиваетесь к критике коллег?
- В меру. Во-первых, я про себя все понимаю и знаю, что выше головы не прыгну. Во-вторых, я к себе достаточно критична. И всегда помню слова Ефима Семеновича: «Не слушай никого! Себя слушай!». Есть режиссер, я делаю то, что он просит. На то у нас и режиссерский театр.
- Театр Горького – он какой?
- Любименький!
- Ваши пожелания театру в юбилей и себе в театре?
- Театру желаю процветания. Во всех смыслах. Чтобы зритель ходил и всегда любил! Никакое кино и ТВ не заменят живой энергии театра! Когда зрители аплодирую в финале, ты думаешь: господи, не зря я эти два часа потела!
Или когда мы с Женей Вейгелем после «Смеха лангусты» выходим, перебивая друг друга говорим: «Ну ты ведь было, было, вот оно!». И это прекрасно.
Поэтому себе желаю ролей. Конечно, ролей! А чего ж еще может пожелать актриса?
Автор: Любовь Берчанская.
Другие события
28.10.2024
В связи с отменой спектаклей, объявленных на 18, 26 и 27 октября 2024 г.
14.10.2024
26 ноября 2024 г.