01.01.2015
01.01.2015
90-летие. Портрет артиста: Елена Санина.
Окрыленная театром
«Кем ты будешь, когда вырастешь?» - спрашивали родные маленькую Леночку, когда ей было совсем мало лет. Девчушка отчаянно стеснялась, но когда взрослые с улыбкой подсказывали: «Ар…», она радостно выдавала: «Тиской!». Артисткой Елена Санина, актриса Приморского академического театра имени Горького, мечтала стать всегда.
Уроки Москвы
- В детстве меня называли «одуванчик-толстые щеки», я была застенчивой, боялась фотографироваться… - вспоминает она. - А потом, когда уже подросла немного, стала другой. Хорошо помню, как мы с дедушкой вместе поем под баян – частушки, песни военных лет… Вот тогда в моей душе, как я думаю, зародилась творческая жилка и желание стать актрисой стало осознанным. Хотелось доставлять людям радость, чтобы они улыбались…
Я была уверена, что обязательно стану актрисой.
- Ваша семья поддерживала вас?
- Поначалу никто не воспринимал мои слова всерьез, а вот когда уже ближе к 10-му классу я снова заговорила об этом, мама моя перепугалась. Она работала на Хабаровском радио, коллеги говорили ей: «Таня, Лена же умная девочка, пусть выкинет эту блажь из головы, что такое актерство – ни семьи, ни детей, не жизнь – кошмар!». И мама волновалась, говорила мне: «Лена, может, попробуем что-то другое? Вот химбиофак набирает курс, попробуй туда…». А я всегда была девочкой, которая не хочет расстраивать маму. Поэтому не стала ничего обещать, но… Но поговорила с дедушкой. Он дал мне деньги и я поехала в Москву. Учиться на артистку! Покорять столицу!
- Покорили?
- Нет, конечно. Вернулась домой, пошла работать. Но при этом я точно знала, что поступать буду в театральный вуз. И на будущий год снова полетела в Москву. И опять не попала в Щукинское…
- И духом не упали?
- Нет. Тем более что меня позвали приехать в сентябре на дополнительный набор. Но… Но в сентябре денег на поездку в Москву мне никто не дал. Мама сказала: иди работай санитаркой, будешь работать руками, поймешь, что такое блажь, выкинешь дурь из головы…
- Выкинули?
- Ха! Мне было весело и интересно, мне нравилось работать санитаркой в кабинете зубных техников. И вроде все уже шло к тому, что я пойду в мед, но… Но мечта! Мечта никуда не делась. И я уехала во Владивосток, тайно. Накопила денег на билет.
Приехала – и легко поступила на театральный факультет института искусств. Когда я вернулась в Хабаровск со справкой о поступлении, мама плакала, волновалась. Но я уехала учиться.
Наш любимый Петрович
- Кто был вашим мастером?
- Сергей Захарович Гришко! Потрясающий человек! И Лариса Дмитриевна Курбаткина.
А на втором курсе к нам пришёл – ОН! Любимый наш Александр Петрович Славский! Боже мой, какой он был красавчик, вы не представляете! Какая харизма! Он приходил на занятия весь в джинсе, в кедах, легкий, азартный, увлекающийся… Мы все были влюблены!
- Вы счастливо учились, я полагаю?
- Конечно! С такими педагогами! Александр Петрович был такой понимающий, такой наш, он делился с нами профессией… А Сергей Захарович – широкий человек, потрясающий профессионал… Я уважала его, мы часами беседовали про все на свете. Его советы, его отношение к актерской профессии передалось и нам - огромное уважение и благоговение перед театром, которому надо СЛУЖИТЬ! Именно с этим отношением я пришла из института в театр имени Горького, и старшее поколение актрис приняло меня и показало, что они живут по этим же правилам. Вообще самое важное в нашем театре, как я считаю, это преемственность традиций, преемственность той трепетной любви к театру, которые несут Наталья Музыковская, Ирина Лыткина, Наталья Славская…
Она ведь для нас, студентов, в первую очередь была мамочкой. Мы приходили к ней плакаться и всегда получали нежность и понимание…
Это волшебство
- Ваша первая роль была…
- Ольга Хохлова как раз тогда ушла в декрет и я была введена на ее роли. В том числе и в «Мастере и Маргарите», в шоу Ефима Звеняцкого. И влилась в коллектив. Театр наш – это семья. Тыл. Тот самый тыл, о котором я всегда думаю. В театре моя жизнь, опора и сила. Здесь я всегда нахожу поддержку. Как говорят, и в горе, и в радости. Как перед алтарем! Театр – тот алтарь, который я выбрала и который меня держит…
Был в моей жизни как-то тяжелый период. И я пришла поговорить с Ефимом Семеновичем. Так плохо, говорю ему, тяжело. А он ответил: «Не загоняй себя в угол. Помни – у тебя есть театр!». И это правда. Театр – это сила, окрыленность, опора, корни. Вот я такой себя сейчас ощущаю – что я с корнями и с крыльями!
- Вы работаете в одном из спектаклей, который можно назвать визитной карточкой театра, - «Поминальная молитва» (16+). Что он для вас значит?
- Магия! Для меня это магия. Сначала я выходила в этом спектакле в массовке. У нас была потрясающая массовка! Не просто масса, нет. Каждый был со своей историей, каждый имел имя, я вот была Фаня-дурочка. Ира Кулешова была Идка-оторва, которая любого мужика отобьет… И так далее. Это была жизнь!
Галина Яковлевна Островская даже отдельную статью написала про нашу массовку, про массовку «Поминальной молитвы»!
Ну вот, а потом мы поехали на гастроли в мой родной Хабаровск и неожиданно заболела актриса, игравшая Хаву. Мне пришлось срочно вводиться на роль, моментально. Я за ночь роль выучила… А Хава, если помните, в спектакле была беременной. Я живот и так пристегивала, и эдак, мне актрисы на ходу помогали понять, как ходят беременные. И хохотали: ой, гляди, Ленка, научишься…
А теперь про магию. Семь лет мы с мужем не могли завести детей. Лечились, старались. И вот в день спектакля в Хабаровске вечером мне звонит муж и говорит: пришли анализы, у нас все хорошо, можно пробовать зачать. Я – как та Верочка в «Служебном романе» - даже растерялась: как так, я прямо сейчас не могу, я на гастролях…
А через месяц случилось чудо! Да, я узнала, что жду ребенка. И родилась моя Кристина! Рожала я ее в день, когда в театре шла «Поминальная молитва». И Наталья Славская засекла время! Оказалось, что я рожала в тот момент, когда на сцене Голда (прекрасная Светлана Салахутдинова) произносила монолог к родам Цейтл: «Ну давайте, девочки, всплывайте!». Представляете?
Между прочим, сегодня я играю в спектакле именно Цейтл. Магия! Да на этом спектакле родила я, Лариса Белоброва, Наташа Овчинникова… Наши дети растут, а спектакль идет, и его все так же любят зрители, а мы все те же девчонки и все так же прекрасны!
В этом спектакле царит магия театра, и думаю, что зрители тоже ее чувствуют, потому что знаю – многие смотрят его по два раза и больше. Он особенный и невероятно сильный. Мы всегда переживаем, когда в спектакль входят новые студенты, в массовку. Просим: ребятки, не разрушьте, войдите в атмосферу, почувствуйте ее и сберегите.
Не разрушайте, ребята
- Вы так вдохновенно говорите о театре, у вас глаза сияют… Как вы считаете, что определяет атмосферу в театре имени Горького?
- Отношение друг к другу и профессии. Говорят, подобное притягивает подобное. В театре это именно так. Мы здесь все притянулись друг к другу и нас всех притянул Ефим Семенович. Ефим Семенович – невероятный, бесподобный человек. Он уникален во всем. Я по сей день учусь у него силе, его умению верить в великое и прекрасное. Когда мы вокруг него, он как столб, как скала. Скала, которая всех защитит, а мы в свою очередь защитим его.
В театре царит порядочность и трепетность, любовь друг к другу. И молодые тоже это чувствуют. И стараются приносить новое, не разрушая старое. И это прекрасно. Хочется сказать им: приникайте корнями, прирастайте к театру, и тогда у вас будет прекрасная профессия и прекрасная жизнь.
Для меня была большая трагедия, когда театр пустовал в пандемию. Это страшно! Мы так все ждали возвращения на сцену, а зрителя в залы! Поддерживали друг друга в чате театра, как могли.
- Театр имени Горького – он какой?
- Сияющий!
- Театру 90 лет. Что вы пожелаете ему в юбилей и себе – как его частице?
- Театру – процветания! Быть вечным, быть всегда! А себе… Оставаться окрыленной театром.
Автор: Любовь Берчанская.
Другие события
14.11.2024
14 ноября в Паркетном зале состоялась пресс-конференция и пресс-показ для представителей СМИ
06.11.2024
с 26 декабря по 8 января в нашем Театре пройдёт череда Новогодних представлений
02.11.2024
3 ноября комедия Алексея Толстого «Фабрика молодости»