Уважаемые зрители, покупка билетов по Пушкинской карте временно невозможна. Технические специалисты решают проблему. Приносим свои извинения за доставленные неудобства.

Назад к событиям

01.01.2015

01.01.2015

90-летие. Портрет артиста: Елена Пономаренко.

90-летие. Портрет артиста: Елена Пономаренко.

Не задирай нос, Лена!

Она в актрисы не собиралась – мечтала быть дизайнером интерьеров. А взрослые – в том числе и мама, и директор гимназии, в которой она училась, просили: подумай, может быть, всё же пойдёшь в театральный? Да, и так случается.

Ладно, мама, пойду в актрисы

- С раннего детства я занималась хореографией, в родном Артёме училась в хореографической гимназии, была солисткой в ансамбле, - рассказывает актриса Приморского краевого академического театра имени Горького Елена Пономаренко. – Когда я училась в 8-м классе, к нам пришёл новый педагог – Андрей Владимирович Нартов. А в 9-м он взял меня и ещё одну ученицу в новую постановку в театре имени Горького – «Учитель танцев», там была танцевальная группа, мы исполняли испанские танцы.

Но желание стать дизайнером у Елены даже после участия в спектакле не исчезло. Но и её мама, и директор гимназии видели в девушке потенциал – и деликатно периодически вели разговоры о том, что можно выбрать и другой жизненный путь…

- И вот в сентябре, в самом начале учебного года в 11-м классе, снова был такой разговор, - вспоминает Елена. – Я задумалась. С подружками поговорила… И хорошо помню: захожу на кухню, мама обед готовит. Говорю: я решила – иду в театральный. И мама: «Ффуух! Слава богу!».

Вот так после 11-го класса Елена Пономаренко успешно сдала экзамены в институте искусств и поступила на курс к Владимиру Николаевичу Сергиякова.

- Наши прекрасные преподаватели – Владимир Николаевич, Галина Федоровна Бакшеева, как я им благодарна, - говорит Елена. – Хотя первый год я вообще понять не могла, чего от меня хотят. Я, победительница конкурсов чтецов, дайте мне текст – и я вам покажу. А мне – тренинги, этюды, дыхательные упражнения… Чего от меня хотят, думала я. И это было и непросто, и в тоже время интересно. Войти в процесс, понять, я сумела после первых зачетов по актерскому мастерству. Понимаете… Репетиции, идеи, совместное творчество, уже за окном темно, а мы с однокурсниками что-то придумываем… Я поймала азарт, меня захватила творческая атмосфера! И дальше всё пошло намного лучше.

- Вы студенткой выходили на сцену театра имени Горького?

- Да. В «Касатке», а еще – в потрясающей сказке «Кот в сапогах», которую поставил Александр Петрович Славский. Я обожала этот спектакль, и было очень жаль, что она быстро ушла из репертуара.

В сахарной вате

Как ни странно, но по окончании театрального факультета Елена Пономаренко отправилась работать не в театр имени Горького (хотя даже однокурсники были в этом уверены), а уехала в Улан-Удэ.

- Мне хотелось именно уехать! Самостоятельно жить, испытать себя, - улыбается Елена. – Ни о какой Москве или Питере я не мечтала, вполне сознательно выбрала театр в Улан-Удэ и уехала работать. Отработала год – хорошо, успешно – и вернулась. Почему? Домой захотела! Домой! В родной Владивосток. Набралась смелости и написала Ефиму Семеновичу Звеняцкому в соцсети. А вскоре мне позвонил Александр Петрович Славский и сказал, чтобы я приезжала в театр.

Когда ты приходишь только в театр, такой зеленый, а старшее поколение тебя подбадривает, — это дорогого стоит. Здесь очень ценят традиции, заложенные не один десяток лет назад. У нас есть внутритеатральная премия имени Вадима Мялка, например, и получить ее – большая честь, - говорит она. – Мы поздравляем друг друга с днем рождения. И ты в это ныряешь, ты это ценишь и становишься частью чего-то большого и важного.

Первый рабочий день Елены в ставшем теперь уже родным театре был посвящен репетиции спектакля «Принцесса на горошине», где она получила роль Соседской принцессы. Так оно и пошло…

- У вас много интересных ролей – Танька в «Матросской тишине», Джейн в «Гордость и предубеждение» (12+), Низа в «Мастере и Маргарите» (12+), и не только.

- Да, и почти все мои роли – голубые героини. А мне так хочется играть характерные! Нет, поймите правильно – я обожаю каждую свою роль, каждую героиню, но они чаще всего такие правильные, такие «без изъяна» - как сахарная вата. Как Джейн, например. В ней нет ни единого недостатка. А я по натуре – немного другая, не то, чтобы бунтарка, скорее – не такая идеальная. Вот в «Щелкунчике» (6+), где я играю принцессу Пирлипат, я отрываюсь, можно сказать! 

Кстати, с ролью Джейн в «Гордости и предубеждении» у меня проблем не было. Режиссер только все время говорила: не задирай нос! А я привыкла – у меня хореографией в подкорку вбито – спинку ровненько держать, головку приподнять. Вот и приходилось все время чуточку опускать голову, следить, чтобы нос был на нужном уровне.

- А Низу не страшно было играть?

- Страшно. И вообще это была сложная работа. Роль как-то не складывалась. И уже премьера скоро – а никак… И однажды на репетиции Ефим Семенович довольно резко высказался. Я всегда думала, что метод кнута меня не стимулирует, что я такой человек, к которому нужно подходить с пряником. А тут был конкретный кнут! И что вы думаете? Он сработал! Во мне бунтарство проснулось, взыграло ретивое: «Я докажу!». И на следующей же репетиции решение нашлось, роль сложилась! Вот так. Каждая роль раскрывает в тебе что-то новое.

- Вы работали с разными режиссерами… Что это для вас значит?

- В первую очередь – интересный опыт, который остается с тобой и всегда пригодится. Я человек неконфликтный, если режиссер дает мне какую-то задачу, с которой я не согласна, то, конечно, сделаю, как он просит, но внутри себя буду думать, как вживить это в роль, как оправдать внутри себя.

- И режиссерских амбиций у вас нет?

- Нет. Я к себе очень объективно отношусь, понимаю, что не доросла до того, чтобы кого-то учить, что-то ставить. Я радуюсь, когда к таким решениям приходят мои друзья, коллеги, когда в них появляется запал создавать что-то новое, это прекрасно. Но лично мне еще нужно дорасти до такого этапа в жизни.

Главное условие - любовь

Внешне Елена производит впечатление очень спокойного человека, но внутри в ней кипит буря эмоций. Просто она научилась сдерживать их.

- В детстве меня дома называли «домашний пудель», потому что я и секунды на месте не сидела, - улыбается Елена. – Пришлось научиться сдерживаться. В работе это не мешает. Когда надо, эмоции включаются. Да, мне приходилось слышать, что я безэмоциональная, а я каждый раз удивлялась – где мне показать бушующий внутри огонь, если характерных ролей почти нет? И снова с нежностью скажу о принцессе Пирлипат. Тут есть, где разыграться.

- Ваша мама смотрит спектакли с вашим участием?

- Конечно! Некоторые – не один раз. Она всегда покупает билет, причем на определенное место, и смотрит. Очень любит «Опасные связи» (18+). Она очень театральный человек. И ее поддержка греет мне душу.

- А поддержка супруга? В театре имени Горького вы ведь нашли свою половинку – актера Сергея Лисинчука?

- Совершенно неожиданно. Я была уверена, что никогда не выйду замуж за артиста, это же самые сложные люди! И жизнь, и театр мне в очередной раз дали урок: никогда не говори «никогда», не задирай нос, Лена!

И конечно, мнение Сергея мне очень важно. Я к нему прислушиваюсь. И он ко мне.

- Два ярких темперамента, два творческих человека в одной семье. В чем секрет счастья?

- Для меня счастье – это нечто, ни с чем материальным не связанное. Взращивается оно независимо от всего, что происходит вокруг. И главное условие счастья – любовь. К партнеру. К жизни. К людям в целом. И потому так важно понимать, что человек имеет право быть таким, какой он есть, и относиться к этому с уважением.

- Есть ли у вас хобби, вдруг вы крестиком вышиваете?

- Вышиваю, - хохочет Елена, - серьезно! Люблю вязать,  люблю все, что связано с рукоделием. Очень жалею, что в свое время не научилась у мамы шить. Мама моя – модельер, мастер русского народного костюма. Детство я провела в костюмерной – примерки, каблуки, платья… Тогда мне учиться шить не хотелось, а теперь – очень хочется.

- Театр имени Горького – он какой?

- Многогранный. Он вобрал в себя так много. Он масштабный. И речь в первую очередь о масштабе личности Ефима Семеновича, масштабе целей, убеждений, миссии театра! Здесь, в театре, у каждого из нас – от гардеробщицы до режиссера - одно общее дело, одна цель.

Больше всего я люблю момент поклона в финале спектакля, когда смотрю в зал и часто задумываюсь о том, как много людей собрались здесь, слились в единое с актерами, с театром… И ради этого стоит работать и жить!

- Что бы вы пожелали театру имени Горького в его 90-летний юбилей и себе как его актрисе?

- Долгих лет жизни прежде всего – театру, Ефиму Семеновичу. Здесь так хорошо, что хочется сохранить эту атмосферу, это тепло. Хочется, чтобы творчество всегда жило здесь! Чтобы всегда были зрители!

А себе… Я понимаю, что у меня все есть: работа, роли (да, я не богата главными ролями, так я и не болею этим, люблю каждую свою роль), семья… Желаю, чтобы все было хорошо!

 

Автор: Любовь Берчанская.

90-летие. Портрет артиста: Елена Пономаренко.
90-летие. Портрет артиста: Елена Пономаренко.
90-летие. Портрет артиста: Елена Пономаренко.
90-летие. Портрет артиста: Елена Пономаренко.
90-летие. Портрет артиста: Елена Пономаренко.
90-летие. Портрет артиста: Елена Пономаренко.
90-летие. Портрет артиста: Елена Пономаренко.

Другие события

08.02.2025

ПЕРВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НАРОДНЫХ ТЕАТРОВ

30 марта 2025 года

30.01.2025

Опрос об удовлетворенности граждан работой организаций культуры

от Министерства культуры Российской Федерации

26.12.2024

Настало время сказочный затей!

с 26 декабря по 8 января Новогодние представления в Театре им. М. Горького

30.01.2025

Опрос об удовлетворенности граждан работой организаций культуры

от Министерства культуры Российской Федерации

26.12.2024

Настало время сказочный затей!

с 26 декабря по 8 января Новогодние представления в Театре им. М. Горького

© 2022 — 2025

Приморский академический краевой драматический театр имени М. Горького

Культура.

Гранты России

Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства

Телефон доверия: +7 (423) 222-00-69

Телефоны

+7 (423) 226-48-91, +7 (423) 226-05-20

Адрес

690091, Россия, Приморский край, Владивосток, ул. Светланская, 49

Режим работы

Ежедневно 09:00-18:00, перерыв 13:00-14:00

Приморский академический краевой драматический театр имени М. Горького