Назад к событиям

01.01.2015

01.01.2015

90-летие. Портрет артиста: Елена Пономаренко.

90-летие. Портрет артиста: Елена Пономаренко.

Не задирай нос, Лена!

Она в актрисы не собиралась – мечтала быть дизайнером интерьеров. А взрослые – в том числе и мама, и директор гимназии, в которой она училась, просили: подумай, может быть, всё же пойдёшь в театральный? Да, и так случается.

Ладно, мама, пойду в актрисы

- С раннего детства я занималась хореографией, в родном Артёме училась в хореографической гимназии, была солисткой в ансамбле, - рассказывает актриса Приморского краевого академического театра имени Горького Елена Пономаренко. – Когда я училась в 8-м классе, к нам пришёл новый педагог – Андрей Владимирович Нартов. А в 9-м он взял меня и ещё одну ученицу в новую постановку в театре имени Горького – «Учитель танцев», там была танцевальная группа, мы исполняли испанские танцы.

Но желание стать дизайнером у Елены даже после участия в спектакле не исчезло. Но и её мама, и директор гимназии видели в девушке потенциал – и деликатно периодически вели разговоры о том, что можно выбрать и другой жизненный путь…

- И вот в сентябре, в самом начале учебного года в 11-м классе, снова был такой разговор, - вспоминает Елена. – Я задумалась. С подружками поговорила… И хорошо помню: захожу на кухню, мама обед готовит. Говорю: я решила – иду в театральный. И мама: «Ффуух! Слава богу!».

Вот так после 11-го класса Елена Пономаренко успешно сдала экзамены в институте искусств и поступила на курс к Владимиру Николаевичу Сергиякова.

- Наши прекрасные преподаватели – Владимир Николаевич, Галина Федоровна Бакшеева, как я им благодарна, - говорит Елена. – Хотя первый год я вообще понять не могла, чего от меня хотят. Я, победительница конкурсов чтецов, дайте мне текст – и я вам покажу. А мне – тренинги, этюды, дыхательные упражнения… Чего от меня хотят, думала я. И это было и непросто, и в тоже время интересно. Войти в процесс, понять, я сумела после первых зачетов по актерскому мастерству. Понимаете… Репетиции, идеи, совместное творчество, уже за окном темно, а мы с однокурсниками что-то придумываем… Я поймала азарт, меня захватила творческая атмосфера! И дальше всё пошло намного лучше.

- Вы студенткой выходили на сцену театра имени Горького?

- Да. В «Касатке», а еще – в потрясающей сказке «Кот в сапогах», которую поставил Александр Петрович Славский. Я обожала этот спектакль, и было очень жаль, что она быстро ушла из репертуара.

В сахарной вате

Как ни странно, но по окончании театрального факультета Елена Пономаренко отправилась работать не в театр имени Горького (хотя даже однокурсники были в этом уверены), а уехала в Улан-Удэ.

- Мне хотелось именно уехать! Самостоятельно жить, испытать себя, - улыбается Елена. – Ни о какой Москве или Питере я не мечтала, вполне сознательно выбрала театр в Улан-Удэ и уехала работать. Отработала год – хорошо, успешно – и вернулась. Почему? Домой захотела! Домой! В родной Владивосток. Набралась смелости и написала Ефиму Семеновичу Звеняцкому в соцсети. А вскоре мне позвонил Александр Петрович Славский и сказал, чтобы я приезжала в театр.

Когда ты приходишь только в театр, такой зеленый, а старшее поколение тебя подбадривает, — это дорогого стоит. Здесь очень ценят традиции, заложенные не один десяток лет назад. У нас есть внутритеатральная премия имени Вадима Мялка, например, и получить ее – большая честь, - говорит она. – Мы поздравляем друг друга с днем рождения. И ты в это ныряешь, ты это ценишь и становишься частью чего-то большого и важного.

Первый рабочий день Елены в ставшем теперь уже родным театре был посвящен репетиции спектакля «Принцесса на горошине», где она получила роль Соседской принцессы. Так оно и пошло…

- У вас много интересных ролей – Танька в «Матросской тишине», Джейн в «Гордость и предубеждение» (12+), Низа в «Мастере и Маргарите» (12+), и не только.

- Да, и почти все мои роли – голубые героини. А мне так хочется играть характерные! Нет, поймите правильно – я обожаю каждую свою роль, каждую героиню, но они чаще всего такие правильные, такие «без изъяна» - как сахарная вата. Как Джейн, например. В ней нет ни единого недостатка. А я по натуре – немного другая, не то, чтобы бунтарка, скорее – не такая идеальная. Вот в «Щелкунчике» (6+), где я играю принцессу Пирлипат, я отрываюсь, можно сказать! 

Кстати, с ролью Джейн в «Гордости и предубеждении» у меня проблем не было. Режиссер только все время говорила: не задирай нос! А я привыкла – у меня хореографией в подкорку вбито – спинку ровненько держать, головку приподнять. Вот и приходилось все время чуточку опускать голову, следить, чтобы нос был на нужном уровне.

- А Низу не страшно было играть?

- Страшно. И вообще это была сложная работа. Роль как-то не складывалась. И уже премьера скоро – а никак… И однажды на репетиции Ефим Семенович довольно резко высказался. Я всегда думала, что метод кнута меня не стимулирует, что я такой человек, к которому нужно подходить с пряником. А тут был конкретный кнут! И что вы думаете? Он сработал! Во мне бунтарство проснулось, взыграло ретивое: «Я докажу!». И на следующей же репетиции решение нашлось, роль сложилась! Вот так. Каждая роль раскрывает в тебе что-то новое.

- Вы работали с разными режиссерами… Что это для вас значит?

- В первую очередь – интересный опыт, который остается с тобой и всегда пригодится. Я человек неконфликтный, если режиссер дает мне какую-то задачу, с которой я не согласна, то, конечно, сделаю, как он просит, но внутри себя буду думать, как вживить это в роль, как оправдать внутри себя.

- И режиссерских амбиций у вас нет?

- Нет. Я к себе очень объективно отношусь, понимаю, что не доросла до того, чтобы кого-то учить, что-то ставить. Я радуюсь, когда к таким решениям приходят мои друзья, коллеги, когда в них появляется запал создавать что-то новое, это прекрасно. Но лично мне еще нужно дорасти до такого этапа в жизни.

Главное условие - любовь

Внешне Елена производит впечатление очень спокойного человека, но внутри в ней кипит буря эмоций. Просто она научилась сдерживать их.

- В детстве меня дома называли «домашний пудель», потому что я и секунды на месте не сидела, - улыбается Елена. – Пришлось научиться сдерживаться. В работе это не мешает. Когда надо, эмоции включаются. Да, мне приходилось слышать, что я безэмоциональная, а я каждый раз удивлялась – где мне показать бушующий внутри огонь, если характерных ролей почти нет? И снова с нежностью скажу о принцессе Пирлипат. Тут есть, где разыграться.

- Ваша мама смотрит спектакли с вашим участием?

- Конечно! Некоторые – не один раз. Она всегда покупает билет, причем на определенное место, и смотрит. Очень любит «Опасные связи» (18+). Она очень театральный человек. И ее поддержка греет мне душу.

- А поддержка супруга? В театре имени Горького вы ведь нашли свою половинку – актера Сергея Лисинчука?

- Совершенно неожиданно. Я была уверена, что никогда не выйду замуж за артиста, это же самые сложные люди! И жизнь, и театр мне в очередной раз дали урок: никогда не говори «никогда», не задирай нос, Лена!

И конечно, мнение Сергея мне очень важно. Я к нему прислушиваюсь. И он ко мне.

- Два ярких темперамента, два творческих человека в одной семье. В чем секрет счастья?

- Для меня счастье – это нечто, ни с чем материальным не связанное. Взращивается оно независимо от всего, что происходит вокруг. И главное условие счастья – любовь. К партнеру. К жизни. К людям в целом. И потому так важно понимать, что человек имеет право быть таким, какой он есть, и относиться к этому с уважением.

- Есть ли у вас хобби, вдруг вы крестиком вышиваете?

- Вышиваю, - хохочет Елена, - серьезно! Люблю вязать,  люблю все, что связано с рукоделием. Очень жалею, что в свое время не научилась у мамы шить. Мама моя – модельер, мастер русского народного костюма. Детство я провела в костюмерной – примерки, каблуки, платья… Тогда мне учиться шить не хотелось, а теперь – очень хочется.

- Театр имени Горького – он какой?

- Многогранный. Он вобрал в себя так много. Он масштабный. И речь в первую очередь о масштабе личности Ефима Семеновича, масштабе целей, убеждений, миссии театра! Здесь, в театре, у каждого из нас – от гардеробщицы до режиссера - одно общее дело, одна цель.

Больше всего я люблю момент поклона в финале спектакля, когда смотрю в зал и часто задумываюсь о том, как много людей собрались здесь, слились в единое с актерами, с театром… И ради этого стоит работать и жить!

- Что бы вы пожелали театру имени Горького в его 90-летний юбилей и себе как его актрисе?

- Долгих лет жизни прежде всего – театру, Ефиму Семеновичу. Здесь так хорошо, что хочется сохранить эту атмосферу, это тепло. Хочется, чтобы творчество всегда жило здесь! Чтобы всегда были зрители!

А себе… Я понимаю, что у меня все есть: работа, роли (да, я не богата главными ролями, так я и не болею этим, люблю каждую свою роль), семья… Желаю, чтобы все было хорошо!

 

Автор: Любовь Берчанская.

90-летие. Портрет артиста: Елена Пономаренко.
90-летие. Портрет артиста: Елена Пономаренко.
90-летие. Портрет артиста: Елена Пономаренко.
90-летие. Портрет артиста: Елена Пономаренко.
90-летие. Портрет артиста: Елена Пономаренко.
90-летие. Портрет артиста: Елена Пономаренко.
90-летие. Портрет артиста: Елена Пономаренко.

Другие события

10.07.2024

Театр имени М. Горького отправляется на гастроли!

Наш ждут зрители Санкт-Петербурга, Твери и Москвы.

30.05.2024

«Не Сильва, не оперетта»

30 мая прошёл пресс-показ долгожданной премьеры

10.07.2024

Театр имени М. Горького отправляется на гастроли!

Наш ждут зрители Санкт-Петербурга, Твери и Москвы.

30.05.2024

«Не Сильва, не оперетта»

30 мая прошёл пресс-показ долгожданной премьеры

© 2022 — 2024

Приморский академический краевой драматический театр имени М. Горького

Культура.

Гранты России

Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства

Телефон доверия: +7 (423) 222-00-69

Телефоны

+7 (423) 226-48-91, +7 (423) 226-05-20

Адрес

690091, Россия, Приморский край, Владивосток, ул. Светланская, 49

Режим работы

Ежедневно 09:00-18:00, перерыв 13:00-14:00

Приморский академический краевой драматический театр имени М. Горького