01.01.2015
01.01.2015
90-летие. Портрет артиста: Денис Неделько.
«Мама, такая работа»: Дениса Неделько ролями не обижают
В новом спектакле Приморского краевого академического театра имени Горького «В джазе только девушки» (16+) он будет играть… женщину. А в другой постановке его герой – собака. Ну, почти. Шариков – не самый простой персонаж. А еще он – Стива Облонский, ранимый и такой русский, такой милый и непутевый… Много интересных ролей было у Дениса Неделько – и сколько их еще предстоит!
Или в театр, или – в никуда…
- Вы поступили на театральный факультет Дальневосточного института искусств сразу после школы…
- Да. Но это все случилось как бы само собой… У меня совершенно не театральная семья, мама работала в бюро путешествий, папа – в порту… Да и я, скажу честно, не был фанатом театра, не ходил на спектакли. На приёмных экзаменах, когда меня спросили: «Кого из актеров театра имени Горького вы можете назвать», я в ответ только глазами хлопал…
Но интересно, что при этом все, кто знал меня в юности, были почему-то уверены, что я стану артистом. Вот недавно на встрече одноклассников мне так и говорили: «Да было же всем ясно, что ты будущий актер». Всем, получается, было ясно. Кроме меня.
Хотя в школе меня называли «чтец № 1». Никто не любил читать стихи с выражением наизусть, а у меня получалось. И меня всегда отправляли на разные конкурсы от школы, смотры…
- А когда вы поняли, что за профессию вы выбрали, когда осознали?
- На первом курсе. У нас было два мастера – Гришко Сергей Захарович и Славский Александр Петрович. Именно Александр Петрович начал у нас – первокурсников – вести первые тренинги. И тут выяснилось, что несмотря на такой облик балагура, весельчака я внутри ужасно зажат и к профессии не готов. Начинается занятие, рассаживаемся мы в кружок, Александр Петрович говорит: ну а теперь ты вот встань, потанцуй… Я в ступоре: как? Когда все смотрят? Мне это казалось таким унизительным…
В итоге я просто перестал ходить в институт. К концу семестра речь шла просто об отчислении… Александр Петрович вызвал на откровенный разговор: «Денис, ты не хочешь учиться?». Я хотел, но надо было что-то в себе преодолеть… Да, преодолел. Как – и сам не понимаю. Но отучился, пришёл работать в театр имени Горького. Отработал шесть лет – и решил, что это все же не мое. Уволился, уехал в Москву, стал работать на «Мосфильме» мебельщиком. Старался максимально удалится от актерской работы. Но – не получилось. Друзья-то все равно из актерской среды… А потом вернулся во Владивосток – с мыслью, что заберу отсюда Яну (актриса театра имени Горького Яна Мялк – супруга Дениса. – прим.авт.) и через годик мы уедем вдвоем в Москву… И вот уже 12 лет служу театру!
И Славский мне – пощечину, пощечину!
- Вам подряд выпало несколько непростых ролей, со сложными переодеваниями: Шариков, теперь вот Дафна…
- Ну, с Шариковым было как-то попроще. Хотя когда я узнал, что буду играть эту роль, схватился за голову – ползать по сцене собакой, с моими-то 130 килограммами! И только слова Сергея Руденка, что это будет совсем другая трактовка, что пса играть не придется, успокоили. Мой Шариков – он ведь не сволочь… Я думаю про него так: он – как ребенок, которым не занимались родители. Кто занялся Шариковым? Швондер! Чему научит плохая компания?
Играть Шарикова было непросто, правда. Но это ерунда по сравнению с ролью Дафны. Репетиции идут трудно. Я чувствую, что мне или помоложе надо быть, или похудеть… Но стараюсь! Танцы, прыжки – каждый день. Очень стараюсь.
- Ваша работа остается в театре, когда вы из него выходите?
- Стараюсь, чтобы так было, да. Знаете, еще в институте, курсе на 3-м, мы с Яной готовили отрывок из «Власти тьмы», где героиня убивает ребенка… И так старались «вжиться в образ», так старались, настраивались… В итоге, когда я вышел к педагогам, начал работать, понял, что у меня лицо судорогой сводит, рот скособочивается, глаз закрывается, я слова сказать не могу, мычу…
И вот представьте. Небольшая аудитория, в которой наши однокурсники ждут своей очереди, чтобы показать отрывки… Мы с Яной только вышли минуту назад. И вдруг вхожу я, белый, как мел, с перекошенным лицом, а за мной влетает Александр Петрович Славский – и пощечину мне, пощечину! Ребята аж съежились: неуж Неделько ТАК плохо сыграл, что довел педагога до ручки? А он просто увидел, что со мной делается, и прибежал, чтобы вывести из этого состояния…
С тех пор я помню этот урок и уверен: профессионализм артиста в том, чтобы за сценой болтать о своем, через секунду выйти на сцену, «включиться», отработать – и вернуться за занавес к прерванной беседе как ни в чем не бывало. Иногда у меня и сегодня вдруг начинает сводить лицо – и тогда я понимаю, что надо тормозить, что перебор…
- Вы трудоголик?
- Нет. Совсем нет. Ролями в театре я не обижен, слава богу. В театре я так насыщаюсь энергетикой зала, что мне этого вполне хватает. Вот на дачу поехать, побыть с природой – это мое. Хотя и редко удается.
Пусть приходят зрители!
- Были ли роли, о которых вы мечтали?
- Нет. Я просто никогда не мечтал о ролях, никогда не рвался к ним, работая локтями, не мучался вопросом «а почему не мне»…
- Приходилось сталкиваться с тяжелым залом, когда нет отдачи?
- Да. Однажды как раз смотрел спектакль как зритель, а второй – был на сцене. И когда было страшнее, даже не скажу… Когда ты сидишь в зале и видишь, как твои коллеги работают на сцене, а зрители прямо в первом акте уходят во время спектакля… И ты понимаешь, что чувствуют твои коллеги, и тебе так плохо, словно ты там, рядом с ними. Это больно.
А когда ты на сцене – и снова нет отдачи от зрителя, вот тогда тебе и больно, и стыдно… Уфффф…
- Приморский краевой академический театр – он какой?
- (задумывается) Родной. Не семья, но… Я провожу здесь столько же времени, сколько с семьей… Я знаю своих коллег как облупленных, как родных. И от этого легко.
- Театру имени Горького 90 лет. Что пожелаете в юбилейный год – ему и себе?
- Чтобы были зрители. Если зритель ходит, значит, театр нужен. Знаете, как тяжко было играть в пандемию, когда в зале 50 человек? С одной стороны ты думаешь: ну вот, хотя бы полсотни зрителей – но пришли, в такое-то время… А с другой – очень тяжко. Если же полный зал – душа парит, ты понимаешь, что людям интересно – и тебе тоже интересно!
Еще пожелаю – Ефиму Семеновичу – здоровья! Чтобы и дальше держал наш театр. Да и всем коллегам, и себе – здоровья. И сил. Будут силы – мы сыграем!
Автор: Любовь Берчанская.
Другие события
14.11.2024
14 ноября в Паркетном зале состоялась пресс-конференция и пресс-показ для представителей СМИ
06.11.2024
с 26 декабря по 8 января в нашем Театре пройдёт череда Новогодних представлений
02.11.2024
3 ноября комедия Алексея Толстого «Фабрика молодости»