01.01.2015
01.01.2015
90-летие. Портрет артиста: Анна Чалая.
Я нужна театру
В детстве она заикалась и картавила, была тихой скромной девочкой, хотя и хулиганкой внутри. Кто бы мог подумать, что эта тихоня больше всего на свете мечтает о сцене, свете рампы, мечтает быть актрисой? А она мечтала…
Театр – это воздух…
- У меня есть лучшая подруга, мы дружим со школы, Мария. Она весёлая, задорная, такая душа компании, - вспоминает Анна Чалая, актриса Приморского академического театра имени Максима Горького. – А я была тихоня… Именно Маша была первым человеком, который поверил в меня. Однажды она меня спросила: кем ты хочешь быть? Я ответила: актрисой. «У тебя получится, я в тебя верю», - уверенно сказала она. И на протяжении довольно долго времени она была единственным человеком, кто верил в мою мечту и поддерживал…
- То есть ваши родители без восторга отнеслись к вашему желанию пойти на театральный факультет?
- Они очень волновались, расстраивались, говорили, что нужна нормальная профессия, что театр – это воздух… В итоге мы поспорили с папой. Он сказал: «Окончи техникум – и делай, что хочешь». Я пошла учиться в судостроительный техникум по специальности «бухгалтерия». С красным дипломом окончила!
Выиграв таким образом спор, Анна взяла красный диплом техникума и поступила с ним в бывший ДВИСТ. А ещё в это же время поступала на театральный… И ходила на подготовительные курсы к Ирине Михайловне Лыткиной.
Именно Ирина Михайловна, услышав, как Анна картавит, обратилась к Наталье Алексеевне Лебединской, которая за несколько месяцев помогла девушке исправить этот дефект.
Увы – с первого раза поступить не удалось. На курс к Александру Петровичу Славскому Анна не попала. Но она не отчаивалась. Занималась с Эльвирой Аркадьевной Чалманянц, готовясь поступать во второй раз, и очень подружилась с этим прекрасным человеком.
- Кстати, когда я поступала в первый раз, на экзаменах меня заметил и запомнил Александр Иванович Запорожец, - рассказывает Анна Чалая. - Я подружилась с ребятами, которые поступали вместе со мной, уже зимой пришла к ним в гости в институт, и в коридоре встретилась с Александром Ивановичем. Он спросил: «Аня, ты будешь поступать в этом году, я буду набирать курс?». Я ответила – да.
И наступило счастье
- Вообще тот год – перед вторым поступлением на театральный – был невыносимым, - рассказывает Анна. – Я работала бухгалтером и ненавидела каждый день, когда надо было идти на работу. Настолько это было не мое. Вот моя мама – она бухгалтер – обожает свою работу и счастлива в ней. А я – ненавидела. И ждала, когда начнутся снова экзамены в театральный. На этот раз я поступила. И началось счастье. Четыре года учёбы были абсолютным счастьем! Помню, когда забирала документы из ДВИСТа, меня пытались отговорить. А я отвечала: «Нет, я нужна театру!».
- Вам легко было учиться?
- Да! Александр Иванович нас ни разу и по фамилии не назвал, он так трепетно к нам относился! Нашему курсу вообще повезло - нас учили Галина Петровна Копылова, Лариса Ивановна Нагорных и даже немного Лев Александрович Ткачев. Повторю, это было прекрасное время. Я оказалась в среде единомышленников, тех, кто любит, как я, театр, кто видит мир по-другому. Мое счастье началось с поступления в институт – и продолжается по сей день.
После окончания театрального факультета Анна Чалая и три её однокурсника попали в труппу театра ТОФ. Там Анна проработала три года, которые называет школой жизни – эта работа сделала ее сильнее. Театр ТОФ подарил ей главное – встречу с актером Андреем Касницким, будущим супругом.
- А потом был театр имени Горького…
- Я еще студенткой выходила на эту сцену. Наш курс участвовал в спектаклях «Левша», «Поминальная молитва», «Шут Балакирев»… На гастроли с театром ездила. И всегда мечтала работать в этом театре. Просто так получилось, что мечта сбылась не сразу. Я пришла вслед за мужем, за Андреем. Сразу получила роль. Мои родители пришли на спектакли. Когда мой папа увидел меня в спектакле «Tovarich» (12+), в «Варшавской мелодии» (12+), он, который когда-то говорил, что театр – это воздух, тихонько признался маме: «Теперь я понял. Она актриса». И всё было хорошо, но через три года по личным обстоятельствам нам с мужем пришлось уйти из театра. И мы оказались в Москве. На пять лет.
Вернуться на сцену
Пять лет в столице дали Анне Чалой, по ее словам, очень много. Удалось и в сериалах поработать, и в кино немного, а главное – пройти несколько замечательных мастер-классов у настоящих мэтров!
- Я попала в актерскую лабораторию к Светлане Николаевне Крючковой, училась у Анатолия Александровича Васильева.
Была участницей лаборатории Игоря Владимировича Яцко при театре «Школа драматического искусства» и в показах по «Бесам» Достоевского выходила на сцену театра в роли Хромоножки.
Но учёба - учебой, и хотя это прекрасно, мне хотелось именно работать в театре! И вот в столицу на гастроли приехал театр имени Горького, мы с Андреем пришли на спектакль, встретились с Ефимом Семеновичем, и он сказал: давайте-ка, ребята, возвращайтесь домой. И мы вернулись. Нас здесь ждала работа!
Опыт кастингов, участия в проектах, знакомства с медийными людьми привел Анну Чалую к такому выводу: «Неважно, где ты, а важно, кто ты и чем занимаешься. У нас такой великолепный театр, работать в котором – счастье».
Как за каменной стеной
Ролями Анна Чалая не обижена. Зрители любят ее работы в «Матросской тишине», «Там же, тогда же», «Сцены из супружеской жизни»…
- Я чувствую себя в театре как за каменной стеной, - говорит Анна. – Ефим Семенович – он наш театральный папа, человек, который сыграл в моей жизни важнейшую роль.
- Вы послушная актриса?
- Стараюсь ею быть, но бывает по-разному. Есть актеры, которые быстро схватывают и чисто технически могут быстро сделать, а уже потом обдумывать своего персонажа. У меня не всегда так, мне важно найти что-то общее между героиней и мной, Анной Чалой. Важно ведь не то, как я выйду на сцену и в каком костюме, а то, что я буду транслировать людям. Поэтому нужно найти что-то в себе. Артисты – проводники энергии и смысла, заложенных автором и режиссером.
- Если ваша героиня совсем на вас непохожа, вам трудно?
- Да. Но я стараюсь быть честной с самой собой и честно ответить на вопрос: смогла бы я в каких-то обстоятельствах поступить так же, как она? И оказывается, что если быть честным, не лукавить и не лицемерить, то можно найти в себе ужасные качества. Так, например, было с моей героиней из «Сцен из супружеской жизни». Я нашла в себе то, что есть в Катарине. Долго пришлось искать: где тут я… Но нашла же!
И когда актеры говорят: почему мне дали такую роль, я совсем не такой, они лукавят. На самом деле в нас есть все. Хорошее и плохое.
- Как вам работалось над ролью Дорис в «Там же, тогда же»?
- Очень интересно! Это была моя первая роль после выхода из декрета. Я играла беременную Дорис, многое было еще ярко в памяти… А незадолго до премьеры заболел мой партнер, Ярослав Янковский, и в спектакль срочно ввели Валентина Запорожца. Как же было хорошо, что мы с Валей раньше были партнерами на сцене, легко удалось найти общий язык.
А Николай Петрович Тимошенко… Знаете, мы в театре все немного в него влюблены. У него как у режиссера свой подход, когда его понимаешь – все идет на лад. И каждый показ этого спектакля – как большая радость! Знаете, пьеса настолько актуальна, что в некоторых сценах люди плачут!
- Вы сейчас работаете над ролью Зои Федоровой в спектакле «По морозу босиком» (16+), который ставит Ефим Звеняцкий…
- С Ефимом Семеновичем работать очень волнительно. Его надо услышать и понять, уловить те образы, ту эмоцию, которую он тебе посылает. Очень люблю с ним работать, это путь через тернии к звездам.
Я тщательно готовлюсь к каждой репетиции. Зоя Федорова! Великая актриса! Какая у нее была непростая жизнь, через какой ад она прошла, какой силы это личность! А какая удивительная дружба у них была с Лидией Руслановой! Как они поддерживали друг друга!
- Ваш муж – ваша поддержка?
- Да. Опора, поддержка, счастье. Без него я не стала бы тем, кем являюсь. Мы дополняем друг друга и мне очень важно его мнение.
- Вашему сыну три года. Если через 15 лет он захочет стать артистом?
- Пожалуйста. Если это его мечта – в добрый путь.
- Театр имени Горького – он какой?
- Позитивный. У Ефима Семеновича – огромное сердце. Он очень любит артистов и зрителей. И не выливает на зрителя тонны чернухи, агрессии. В нашем репертуаре – спектакли о добре, о любви. Это очень важно – ставить спектакли, которые поддерживают людей и наполняют жизнь светом. Театр имени Горького – он такой.
- Ваши пожелания театру в его юбилейный сезон и себе как актрисе этого театра?
- Театру – процветания! И скорейшей реконструкции здания, о которой мы все мечтаем. Полных залов, интересных постановок.
А себе – новых интересных ролей.
Автор: Любовь Берчанская.
Другие события
28.10.2024
В связи с отменой спектаклей, объявленных на 18, 26 и 27 октября 2024 г.
14.10.2024
26 ноября 2024 г.