01.01.2015
01.01.2015
90-летие. Портрет артиста: Андрей Касницкий.

Как хорошо, что есть, куда расти
В школе он мечтал стать архитектором – создавать красивые здания. Но было несколько препятствий на пути к осуществлению мечты – например, тот факт, что черчение и геометрия ему никак не давались.
Пятилетние циклы
- И тогда, - смеется Андрей Касницкий, актер Приморского краевого академического театра имени Горького, - я решил стать артистом. Ведь в этой профессии можно и созидать, и творить, и быть кем угодно, даже архитектором… Тем более что в школе участвовал в разных постановках, даже Гришку Отрепьева играл. Меня похвалили, это было приятно. Потом начался КВН… В итоге в 16 лет я оказался в театральной студии при Уссурийском городском драматическом театре. Был там самым старшим! Постепенно меня стали привлекать к участию в спектаклях самого театра, потом даже трудовую книжку завели… Помню свою первую большую роль – Глинкин в «Фальшивой монете».
- Затем вы поступили в институт искусств (тогда это была академия). Кто был ваш мастер?
- Ирина Михайловна Лыткина. Меня учеба захлестнула с головой, было так интересно! Я учился взахлеб, отдавая всего себя. С утра до ночи, а порой – и на всю ночь – в институте, я растворился в этом. И был счастлив!
Наш курс был в массовке в театре имени Горького, а меня Александр Петрович Славский взял на роль Принца в «Снежной королеве». И первые мои гастроли были именно с театром имени Горького. На третьем курсе я играл в «Прощайте навсегда» Беляева – на одной сцене со Светланой Юрьевной Салахутдиновой, для меня это было просто потрясение, восторг.
- После института вы стали работать в театре ТОФ, одновременно проходя воинскую службу?
- Да. В театр ТОФ меня пригласил Андрей Юрьевич Бажин. Это было интересное время, многое было для меня непривычным - концерты по воинским частям, например, тот факт, что у театра не было своего здания и мы репетировали то там, то там... Но всё равно это было творческое время.
- Затем вы пришли работать в театр имени Горького, а потом – переехали в Москву…
- Да. Недавно заметил, что у меня в жизни многое укладывается в пятилетние периоды. Так, я пять лет проработал в театре ТОФ, пять лет – в театре имени Горького, пять лет в Москве. Причем это получается само по себе…
Прощайте, розовые очки
- Вы поехали в Москву, потому что…
- Хотелось кардинальных перемен. Поменять все в жизни. Мне тогда исполнилось 30 лет, казалось – надо поехать и попробовать. Поехал – и не жалею.
- Что вам дал опыт жизни и работы в Москве?
- Знаете, я там за пять лет очень много попробовал – участвовал в антрепризах, театральных проектах, снимался в кино, сериалах, играл в православном театре «Глас», побывал на гастролях в Европе, словом, эти годы вместили очень много событий.
- Вы не сталкивались там с отношением «фи, эти провинциальные актеры»?
- В театре «Глас» такого не было. Там были выпускники ГИТИСа, Щукинского и Щепкинского училища, но мы были на равных. А вот на кастингах – да, приходилось сталкиваться: «Что? Вуз во Владивостоке? А он вообще профессиональный?»… Я никак с этим не боролся, просто работал, показывал свой уровень. И шёл дальше. Я благодарен столице – на 200 процентов.
Знаете, еще когда мы с Аней (Анна Чалая, супруга Андрея, также актриса. – прим.авт.) работали в Москве, театр имени Горького приезжал на гастроли. Мы пришли на спектакль, встретились с Ефимом Семеновичем. Поговорили о жизни, и он сказал: «Возвращайтесь». Мы поулыбались, но в голове это как-то отложилось. А через два года возникла необходимость вернуться во Владивосток… По личным причинам. Мы позвонили Ефиму Семеновичу, он сказал – приходите!
- Вы выросли на традициях и принципах Уссурийского театра драмы, потом работали в театре ТОФ, в Москве. Легко ли вам давались такие перемены с точки зрения принципов работы, творческих подходов?
- Нет, чаще всего не легко. Привычка появилась, опыт – да. Или просто – упали розовые очки, я увидел театр со всеми его плюсами и минусами. Но любить не перестал.
Ну не Иуда я, но…
- Одна из ваших самых ярких ролей в театре имени Горького – профессор Преображенский. Когда вы работали над ролью, не довлел ли над вами образ Евгения Евстигнеева?
- Да, мой профессор Преображенский – молодой. Но и трактовка тут такова, что в любом возрасте можно быть гениальным. Мой герой на коне, он увлекся в данный момент омоложением, он успешен, у него много клиентов, он – величина…
Когда я получил эту роль, был очень удивлен. Давил ли образ Евстигнеева? Да. Но мне нравится, что в этом персонаже многое во мне откликается, многое мне созвучно. Мне приятно говорить булгаковский текст, который и сегодня актуален. И главное - что в этой роли мне еще есть, куда расти, углубиться в нее.
- Не менее интересная роль – Иуда… Этим именем клеймят негодяев… Как вы входили в роль самого отвратного героя всех времен?
- Эта роль, не скрою, на сопротивление. А для актера всегда интересно, когда попадается полная ему противоположность. Это увеличивает твой диапазон.
Ну не Иуда я. Но тем интереснее это сыграть. «Горбоносый красавец», - пишет о нем Булгаков. Может быть, Ефим Семенович увидел в этом описании меня?
- Вы послушный актер?
- Всегда хотелось думать, что я просто мечта режиссера – послушный (смеется). Но… Я посерединке – между очень послушным и строптивым.
Колоть дрова с удовольствием
- Вы с супругой оба актеры. Говорите ли вы о работе вне работы?
- Я еще когда даже не повстречал Аню, всегда думал, что будет проще, если у меня будет жена-актриса. Тогда она будет понимать мои чаяния, метания, состояния. И так и случилось.
И да, работа наша с нами всегда, мы помогаем друг другу, особенно если у нее или у меня репетиции. Считайте, дома личный режиссер. А как текст хорошо учить или повторять, когда Аня помогает! Это милое дело, я иначе уже не могу, ее замечания по тексту для меня – как метки по всей роли.
И мнение Ани о моей работе для меня – наиважнейшее.
- А мужскую работу по дому вы делаете?
- Я тот человек, который все делает своими руками. И очень это люблю. Когда меня тесть зовет колоть дрова, я с удовольствием! И кран починить, и лампочку поменять. Вообще культивирую мужское в жизни и считаю, что мужчина должен быть мужчиной, а женщина – женщиной. Это очень важно.
А еще я очень переживаю за Владивосток, мечтающий, чтобы он стал городом-садом, с пляжами, парками. И если что-то вижу неправильное – яму ту же на дороге, то стараюсь это изменить, добиваюсь, пишу, звоню, чтобы отремонтировали.
- Театр имени Горького – он какой?
- Академический! У театра имени Горького есть свое лицо. Это театр с большой труппой, театр, который может позволить себе поехать на гастроли. В Москве далеко не каждый театр может позволить себе гастроли… Кроме того, у нас постоянно приглашаются новые режиссеры, художники. Театр наш – массовый, зрелищный. А главное – самобытный. И имеет своего зрителя, а значит - востребован. Это дорогого стоит.
- Ваше пожелание театру в 90-летие и себе как актеру этого театра?
- Театру – приглашать новых режиссеров, пробовать новые направления. Себе – молодеть душой!
Автор: Любовь Берчанская.
Другие события
01.06.2023
Долгожданная премьера проекта «Народные театра Приморья»
09.05.2023
Поздравление Народного артиста России Ефима Звеняцкого
07.05.2023
По зову души. По велению сердца. По долгу памяти. Бессмертный полк России. Это наш герой! Артист! Фронтовик!