Среди множества славных имен великих и знаменитых людей, так или иначе связанных с Владивостоком, особой любовью отмечен оскароносный Юл Бриннер, звезда Голливуда 50-70-х годов ХХ века. Юл Бриннер, рожденный во Владивостоке, в раннем детстве вместе с семьей оказался в эмиграции, как и очень многие наши соотечественники в неспокойные 20-е. Международный кинофестиваль «Меридианы Тихого» утвердил Бриннера символом киноуспеха. В 2003 году по инициативе Рока Бриннера, сына знаменитого актера, на кинофестивале был учрежден специальный приз имени Юла Бриннера. На бывшем доме семьи Бриннеров по улице Алеутской, к слову, одному из красивейших зданий Владивостока, в 2005 году была установлена мемориальная доска, а позже, в 2012-м, во дворе этого дома появился и памятник Юлу Бриннеру.

      

В год своего столетия, в 2020-м, Юл символично вернулся во Владивосток. Жизнь знаменитого земляка стала историческим материалом для создания пьесы и постановки спектакля на сцене Приморского академического театра имени М. Горького. Автор пьесы Юрий Гончаров хорошо известен публике как театральный режиссер и эксперт кинофестиваля. Идея пьесы «Ковбой. Король. Великолепный», по словам автора, - возвращение Юла Бриннера во Владивосток. И, действительно, ожившие на сцене страницы жизни семьи Юла, его пути к успеху, возвращают нашего соотечественника в город у моря, где он получил свои первые, важные впечатления о жизни.

Спектакль о Бриннере стал логичным продолжением сложившейся художественной традиции в Театре имени М. Горького, где уже поставлены на историческом материале событий начала ХХ века во Владивостоке «Крейсера», «Фрегат «София».

История семьи Бриннеров послужила материалом для создания художественного замысла пьесы, посвященной столетию со дня рождения Юла. Драматург убежден, что все, кто рожден во Владивостоке, - люди особые, впитавшие в себя характер города, его море, ветер и вольность. Став героем на театральной сцене Владивостока, Юл Бриннер обязательно обретет огромное множество новых поклонников в родном городе.

Спектакль поставил режиссер Сергей Руденок, известный зрителям по многим постановкам в других театрах Владивостока. Вместе с ним работала сильная команда - столичные художники по свету, по костюмам, постановке вокала и, конечно, большой актерский состав горьковского театра.


В пьесе и в спектакле Юл Бриннер представлен в разные периоды жизни, поэтому исполнителей роли двое. Максим Вахрушев создал образ юного, а затем и молодого Юла, только начинающего свой звездный путь. Это удачный выбор режиссера, можно сказать, что именно Максим Вахрушев раскрыл образ главного героя как сильного, волевого, хотя и непредсказуемого человека. Юл Бриннер идет к успеху через преодоление сложных отношений с отцом, сестрой, с окружением, жизненных трудностей и ближе к финалу предстает в облике, который знаком миллионам кинозрителей (Сергей Лисинчук). Такое преображение визуально решает не внешние изменения, а скорее трансформации личности, взошедшей на Олимп успеха. Бритая голова уже успешного Юла Бриннера может и случайно, но воспринимается вполне символично, как новый образ, новый человек.

С первых минут спектакля кинохроника 1957 года, где Юл Бриннер получает «Оскара» за лучшую мужскую роль в фильме «Король и я» (под звуки America The Beautiful), визуально и документально декларирует идею: «Бриннер - Король». И этот король через мгновение оживает на сцене, сжимая в руке заветную статуэтку. Таким он останется до конца - удивительным, непредсказуемым и вызывающим восторг. В спектакле фигурируют знаменитые представители богемы ХХ века, что, конечно, делает сюжет еще более увлекательным. Зрители повстречаются с Марлен Дитрих, Мэрилин Монро, Марлоном Брандо, Ингрид Бергман, Фрэнком Синатрой. Все эти звездные персоны так или иначе оставили свой след в судьбе Юла Бриннера. Голливудом как фабрикой звезд управляли активные и предприимчивые дельцы зарождающегося шоу-бизнеса. Один из них, ироничный и прямолинейный Сол Гудман (Максим Клушин) вызывает симпатию и раскрывает суть голливудской жизни.

Юл Бриннер - центр притяжения всех событий и всех взаимоотношений между персонажами спектакля. Сценография Андрея Климова прозрачная, словно дым воспоминаний, легко переносит зрителя в пространстве и времени, чему немало способствует и безупречный в акцентах свет (Андрей Демин). Интересно работает тройная конструкция из дверей, символизируя непредсказуемость открытий на каждом повороте жизни.

В истории карьеры голливудского артиста не могло обойтись без музыки. Необъяснимая любовь к цыганам есть в каждом русском сердце, и Юл Бриннер, к удивлению семьи, с юности испытывал тягу к свободной цыганской жизни. Он даже уходил в табор и выступал с сестрой под видом трансильванских цыган. Колоритный цыганский табор со скрипками и гитарами и даже с медведем не раз появляется на сцене как некая исповедальная страница жизни Юла.

Семья была для Юла Бриннера и самой большой любовью, и самой большой печалью. Сестра Вера (Татьяна Иванашко) навсегда останется недостижимой и ранящей в самое сердце будущего короля экрана. Следует признать, что Татьяна Иванашко поскупилась на обаяние и убедительность, чтобы соответствовать точности и тонкости Максима Вахрушева. А бесконечно любимая мама (Ирина Кулешова), за которую Юлу так хотелось отомстить отцу, дала своему сыну, пожалуй, единственную подлинную любовь и поддержку, однако жизнь ее была короткой. Слабый характером, но, наверное, способный на сильную любовь отец (Сергей Гончаров), оставив семью, тоже разбил сердце сыну. Отец почти реабилитирован в глазах зрителя, благодаря его избраннице Катерине Корнаковой (Марина Волкова), которая вызывает симпатию, проявляя тонкость и терпение к дерзости обиженного Юла. Через весь спектакль проникновенно проведена семейная линия главного героя, проливающая свет на причины страданий и сложных решений - это должно стать для зрителей темой размышлений о себе и своих близких. Нелегкая участь была уготована и жене Юла Бриннера, Вирджинии Гилмор (Александра Аубекерова), которая не смогла заполнить большое сердце Короля и была им покинута вместе с сыном Роком, воспоминания которого стали материалом для создания пьесы.


Конечно, жизнь Юла Бриннера была наполнена не только страстями, но и талантливыми людьми. Марлен Дитрих (Наталья Овчинникова) стала для Бриннера и важной движущей силой карьеры, и строгой наставницей в бурлящем круговороте Голливуда. Следует отметить особую работу художника-гримера (Ефим Мезько) в достижении портретного сходства не только взрослого Бриннера, но и всех звездных персонажей, в особенности Марлен Дитрих и Мэрилин Монро.

Музыкальные номера Марлен Дитрих в безупречном вокальном исполнении Натальи Овчинниковой стали настоящим украшением спектакля. Песня-признание Мэрилин Монро «I wanna be loved by you» в трогательном исполнении Ольги Налитовой добавила действию очарование американского гламура пятидесятых.

Так и не выяснив до конца отношений ни с кем из близких, Юл Бриннер, к сожалению, не смог устроить своей жизни, стать счастливым, но добился признания, популярности и высокой награды. В порыве обиды звездный брат воскликнет сестре: «У меня хотя бы есть «Оскар»!», и это откликается для зрителя личным чек-аутом своих достижений и результатов жизни.

Финал спектакля молчаливый и трогательный: по экрану скользят фотографии семьи Бриннеров начала ХХ века, на которых еще все живы и счастливы. Этот прием заставляет вспомнить, что пора заглянуть в семейный альбом и - может быть - найти там своих ковбоев и своих королей...

Юл Бриннер вернулся, он с нами. После спектакля остается легкая грусть и надежда на продолжение.